Автобусный тур в Музей матрешки (Вознесенск). Русские народные сувениры из дерева П вознесенское рисую матрешек

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Сотрудники студии «Дивмульт» посетили Вознесенский историко-краеведческий музей, посвященный, в общем-то, Полхов-Майданской матрешке и токарному промыслу вообще. Что сказать, мы были под впечатлением. Предлагаем вниманию наших посетителей фотоотчет, но все-таки рекомендуем съездить и посмотреть экспонаты воочию. Оно того стоит 😉

Пруд на реке Варнава в р.п. Вознесенское

Вот таким колесом приводился в действие токарный станок, пока не появилось электричество. Кстати, в Полх-Майдане оно появилось только в 1961 году.

В целом производство выглдело так: один — точит, другой — вертит. Модель выполнена Полхов-Майданским мастером Иваном Грачевым.

Русская матрешка. Сверху — обжиг, снизу — крашеные.

Помимо матрешек, полхов-майданские мастера изготваливают всяческие игрушки и сувениры

Есть в музее даже такая экспозиция. Сотрудница музея рассказала, что детей от нее не оттащить

Гордость музея — экспозиция «33 богатыря». Самый большой — высотой 2,5 метра (с копьем). Все точены из липы.

Еще одна примечательная экспозиция — девушки в национальных костюмах народов советских республик

В центре — девушка, символизирующая Россию



В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание» А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца.
Имя «Матрена» тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название — «матрешки».

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ — производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и поселке Вознесенское Нижегородской области. Токарные изделия мастеров этого промысла — матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки — щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи. Особенности росписи С середины 19 [ век ] в селе Полховский Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая реализовывалась на ярмарках.

С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.

В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель «Красная заря». В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приемы местной росписи.Эти приемы получили устоявшиеся местные названия: «цветы с наводкой» — цветочная роспись очерчена четким черным контуром; «цветы без наводки» — рисунок выписывается по фону без линейного контура; прием «под масло» — роспись масляными или нитрокрасками по глухому цветному фону, «пестрение» — простейшая кистевая роспись мазками или точками. Крутецкие мастера В 1960 артель преобразуется в Полхов-майданскую фабрику игрушек.

В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец. Используя опыт, токарные формы и приемы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрешки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдается сюжетным мотивам.

В 1972 в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создается производственно-художественное объединение «Полхов-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей.

Транспортное обслуживание на автобусе туркласса;
Билеты в музеи по программе;
Бесплатные места для сопровождающих группы.

Возможен индивидуальный расчет под любое количество человек.

Русские умельцы особенно славятся искусством обработки дерева. Резные и точёные сувениры и предметы быта, выходящие из их рук, умеют по-настоящему завораживать любого. А роспись местных художников дополняет образ каждого творения и придаёт ему самобытности. Быстрее и удачнее всего это искусство развивалось в Вознесенском районе Нижегородской области – и тому были свои причины.

Юго-Восток Вознесенского района – это песчаные нечернозёмные земли. Неудивительно, что именно сюда в 1667 году сослали участников восстания Стеньки Разина. Расчёт был прост: от плодов таких земель питаться досыта невозможно, а значит, дни бывших повстанцев сочтены. И всё-таки они выжили и основали поселение Полховский Майдан, название которого хорошо известно каждому, кто интересуется русскими народными промыслами.

Нехватка выращенных на собственной земле продуктов заставила сосланных искать новые пути. Ими стали торговля и токарное дело. Очень быстро местные токари прославились своим искусством, а со временем и другие поселения региона стали принимать участие в знаменитых Нижегородских ярмарках, которые сделали их произведения известными не только во всей России, но и за рубежом. А когда в XIX веке набрала популярность заимствованная у японцев матрёшка, талант токарей и художников Нижегородской области раскрылся вполне.

Сувениры самых разных видов, размеров и стилей росписи нравятся всем без исключения.

Виды матрёшек

Семёновская матрёшка, Полх-Майданская матрёшка, Вознесенская матрёшка – эти имена давно на слуху. Именно в городе Семёнове Нижегородской области выточили поражающую своей сложностью 72-местную матрёшку – высота самой большой ровно метр.

У каждого художника, у каждого региона – своя особенная манера росписи. Семёновские матрёшки отличаются большой площадью незакрашенных мест. На переднике такой красно-жёлтой матрёшки – её ещё называют классической – всегда букет из крупных цветков, чуть сдвинутый вправо от центра. В центре композиции Полх-Майданской матрёшки тоже обязательно крупный цветок шиповника (розы). В ней больше чёткости, яркости, линии отличаются насыщенностью, она чем-то напоминает красочные витражи. Вознесенские художники любят более мелкие цветочные мотивы и не боятся экспериментировать с цветами и стилями.

Классическая Семёновская матрёшка популярна и любима всегда.

Матрёшка сегодня

Удивительно, но традиция живёт и развивается по сей день. Приезжайте в Вознесенское хотя бы на день и прогуляйтесь по посёлку. Почти в каждом дворе сушатся липовые брёвна. Каждое из них должно пролежать на воздухе три года, чтобы быть допущенным к таинству создания матрёшки. Почти в каждом доме в свободное от работы и бытовых забот время мужчины всё так же точат матрёшки, а женщины расписывают их – каждая по-своему. Дети, подрастая, наблюдают за этим и очень быстро становятся мастерами: сыновья встают у токарного станка, а дочери помогают расписывать матрёшки. Всё так же проходят ярмарки, на которых глаза разбегаются от красоты и разнообразия сувениров.

Аксессуары всегда расписываются вручную, даже самые крохотные. Эти замечательные яркие мелочи обладают особенной притягательностью для всех полов и возрастов.

Фабрика матрёшек в Вознесенском

Фабрика добра и счастья – так называют фабрику Возлеспром сотрудники, недавно отпраздновавшие её девятилетие. Здесь начали использовать новые немецкие станки, на которых можно вытачивать ещё больше заготовок отличного качества. Здесь создаются новые матрёшки, игрушки и сувениры, хорошо известные на родине и в самых разных местах планеты, а жители посёлка сами предлагают свои творения, благодаря чему ассортимент разрастается ещё сильнее.

Фабрика снабжает матрёшкой, игрушками, аксессуарами и другими сувенирами оптовые и торговые компании. В столице Чехии, Праге, с 2010 года работает оптовое подразделение ВМКЛ, которое и сделало Вознесенскую матрёшку именем, известным и любимым во многих странах Европы и за океаном.

Полюбоваться и заказать продукцию фабрики и её партнёров (Гжель, Хохлома и другие знаменитые бренды) можно на официальном сайте ВМКЛ matreshkaoptom.ru. На все вопросы вам ответят на почте [email protected].

Про поездку в Полховский Майдан, про то, как удалось познакомиться с жизнью этого удивительного села, и про поиски традиционной "майданской" матрешки. Тогда приобрести такую матрешку не получилось, но вот узнаю про день села, который в Полховском Майдане отмечают каждый год 21 сентября. И решил съездить туда вновь в этот день, в надежде, что там устроят ярмарку, и на ней удастся найти то, что ищу.

Утром еду на автобусе по дороге до Вознесенского. Аламасово, Нарышкино, Сарминский Майдан, Бытхызино - вновь проезжаем через те же села. Дорога в неважном состоянии, автобус едет медленно и моросит противный дождь, и вдобавок пейзажи за окном и небогатые села - грустное утро. В Вознесенском пересаживаюсь на автобус до Полховского Майдана, и он едет по знакомому пути: проезжает через поселок и в середине его спускается к пруду вниз, проезжает еще, и на последнем перекрестке поворачивает на юг. Дорога тоже разбитая, едет среди каких-то заброшенных лугов, и вот, наконец, поворачивает к Полховскому Майдану. Проехав черз село, автобус остановился возле церкви на малелькой центральной площади.

Решаю зайти в церковь, в этот момент там была служба, и многие жители присутствовали на ней, а проводил службу приятный старичок-священник. Убранство храма скромное, но резьба как будто старая, и тут приходит мысль, что много лет здесь ничего не менялось и, может быть, даже службы не прерывались и в советское время.

После постучался в несколько домов, и приобрел там немного заготовок, на площади монтировали передвижную карусель "Ромашка", готовился деревенский праздник. У кого-то спросил, будут ли матрешек продавать, но ответили отрицательно. Тут думаю, что в принципе, так оно и должно быть, посторонних в селе бывает мало, и не станут же жители продавать матрешек самим себе! Ту матрешку, которую искал, потом все ж купил, но это было уже через год в Нижнем Новгороде на Большой Покровской. Ну а пока возвращаюсь в Вознесенское (как его местные жители почему-то называют Вознесенск). И вот решаю заглянуть в музей матрешки, посетить который приглашал большой стенд на центральной улице. Как-то раз до того случилось побывать в Вознесенском, и еще тогда хотел посетить музей, но он в тот день (суббота) был закрыт. Недалеко от того места, где начинается спуск в нижнюю часть поселка, есть небольшой переулок, и там-то и расположен тот музей. К счастью, в этот день (среда) он открыт.

Музей размещается в двух комнатах, в меньшей из которых находятся токарные станки. Вот такие токарные станки есть во многих домах В Полховском Майдане, а также в некоторых окрестных деревнях и в самом Вознесенском. Они когда-то приводились во вращение вручную, второй человек вращал большое маховое колесо. Не помню уже, было ли в музее такое колесо или нет.


Тут же набор токарных стамесок, и надо сказать - они отличается от тех, которые мы использовали на уроках труда в школе.


Рядом другой станок, тоже старый, с ножным приводом, и фабричного изготовления (первый был явно самодельный). Первый же токарный стаок появился в Полховском Майдане в далеком 1812 году, и постепенно токарное ремесло распространилось на все село.


В другой, большей комнате, как нетрудно догадаться, размещались матрешки. И здесь же был небольшой макет старинной мастерской, с токарным станком и колесом.


В музее на первый взгляд, не так уж и много экспонатов. Тут есть несколько больших наборов матрешек, про несколько десятков кукол, и некторые из них, вероятн, изготовлены специально для музея.


Есть матрешки с традиционным.


И с не очень традиционым орнаментом.


И даже с рисунком "домики", вторым традиционным майданским мотивом (он называется домики, но они есть далеко не всегда:-))


Вот еще немного мотива этого.


Тридцать три богатыря.


Пятнадцать советских республик (сможете ли Вы, читатель, определить - где кто?).



Тут же в музее старые изделия фабрики "Красная заря", которая когда-то была в Полховском Майдане (не заметил никаких ее следов там. может она была в Вознесенском?). Здесь над рисунком поработали профессиональные художники, и вероятно, кто-то из них автор и более позних работ.


Еще несколько работ.


Несколько работ поновее. Немного жаль, но такой стиль сейчас вытесняет традиционный майданский орнамент со цветком. И найти сейчас традиционную матрешку. а тем более изделие с "домиками" стало уже непросто. Но все же, надеюсь, традиционный рисунок, с красными цветами, не будет забыт, и будут еще работы с ним.

В Вознесенском районе Нижегородской области много деревень и сёл. Самое известное из них пожалуй Полх-Майдан. Известно это село своими расписными игрушками и конечно матрёшками.

На самом деле, впервые, появилась матрёшка в Нижегородчине в деревне Мериново, Семёновского района. Произошло это в 1922 году. Тогда завезли её из Московской губернии, всем такая диковина понравилась, решили тоже попробовать.

, CC BY-SA 3.0

Но мастер не станет копировать, привнесёт своё. Так родился образ семёновской матрёшки. А полх-майдановская появилась и того позднее лет на двадцать. Так утверждают искусствоведы Наталья и Сергей Квач.

В самом Полх-Майдане утверждают, что, мол, ещё до революции в столицу везли наряду с солонками и копилками кукол-матрёшек, но эти сведения документально не подтверждены.

Так, или иначе, но до сих пор самый востребованный товар в Нижегородском крае, а особенно в Вознесенском районе - матрёшка.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Некоторое время назад существовало художественно-производственное объединение «Полховско-Майданская роспись». Но с началом «перестройки» предприятие распалось. Токарям и художникам оказалось выгоднее работать на дому, в своих токарнях.

Частный бизнес

Во всех окрестных населённых пунктах одно за другим закрывались предприятия, сокращались рабочие места. Люди не унывали, а срочно переквалифицировались в матрёшечников. Благо, к токарному делу большинство приучено с детства, а спрос на тарарушки да матрёшки только рос.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Местные руководители не уставали повторять потом, что благодаря ей, матрёшке, удалось избежать социального взрыва. Никаких волнений масс. Каждый сам, без поддержки, нашёл себя.

Из книги Николая Шемякина «Чем богаты».

С ростом квалификации менялся ассортимент, к матрёшкам добавлялись копилки, шкатулки, другие игрушки. В токари переходили даже средней руки начальники, поскольку заработать явно можно было больше.

Мужчины токарили, лес заготавливали, а женщины и дети расписывали. Постепенно частный промысел стал развиваться во всех направлениях. Появилось разделение труда: одни липу заготавливают, другие токарят, третьи расписывают. Появились перекупщики и свои места на ярмарках в Москве.

Фотогалерея



Дороже денег

В 1990-е годы не только в Нижнем Новгороде, но и в окрестных областях появились свои купюры. Это было связано с нехваткой наличности, вот и называли «местную валюту» по имени руководителя, «Немцовки» например.

В Вознесенском районе не было надобности вводить свои деньги. Местные матрёшечники, продавая свой товар, еженедельно получали реальные официальные деньги, которые естественно потом расходились по району.

В каждой шутке - доля истины

Однажды, известный журналист, в первоапрельском выпуске местной газеты написал, что скоро в Вознесенском районе будет установлен памятник матрёшке. Он указал точное место - при въезде в районный центр со стороны Полх-Майдана, автором указал З.Церителли.

Сверху заметки стояла соответствующая пометка, указывающая на прикол. Но, не смотря на это, многие приняли её за правду. И главное - идея понравилась даже руководителям района.

«Правильное решение! И место выбрано удачное. Матрёшка стала кормилицей не одного майдана, а всего района» - сказа лично автору заметки один из руководителей.

По разным причинам памятник пока не поставили. Но жители уверены, что он обязательно будет.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Нормы выдачи спецодежды для различных профессий: нормативная база, порядок и периодичность выдачи Межотраслевые нормы выдачи спецодежды по профессиям Нормы выдачи спецодежды для различных профессий: нормативная база, порядок и периодичность выдачи Межотраслевые нормы выдачи спецодежды по профессиям Московский государственный университет печати Московский государственный университет печати Реферат Подъёмная сила крыла самолёта Факторы, влияющие на подъёмную силу крыла самолёта Реферат Подъёмная сила крыла самолёта Факторы, влияющие на подъёмную силу крыла самолёта