Автоматизированная система управления войсками. Национальный центр управления обороной рф Автоматизированная система управления войсками асу

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Врио генерального директора объединенного холдинга «Радиоэлектроника» Григорий Элькин заявил, что начало серийных поставок автоматизированной системы управления войсками (АСУ ВС РФ) нового поколения запланировано госпрограммой вооружений на 2025 год.

В России создается единая АСУ

Военный эксперт Алексей Леонков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что все это говорит о том, что в 2025 году ВС РФ выйдут на принципиально новый технологический уровень.

«Так называемые автоматизированные системы управления войсками, которые скрываются за аббревиатурой АСУ, не являются новостью для отечественных вооруженных сил. На этой основе у нас сегодня, например, функционирует Национальный центр управления обороны, а также строится работа отдельных родов войск Российской армии», - констатирует Леонков.

По словам Алексея Петровича, в распоряжении Российской армии имеются АСУ ПВО, АСУ ВКС и АСУ ВДВ, а также такое явление, как единая система управления тактическим звеном.

«Эти автоматизированные системы Российской армии в настоящий момент взаимодействуют только частично, поэтому к 2025 году Москва планирует создать единый комплекс управления, который включит в себя те АСУ, которые уже существуют сегодня», - резюмирует Леонков.

В рамках единой системы все эти отдельные АСУ родов войск будут интегрированы друг в друга, как вертикально, так и горизонтально, вследствие чего смогут эффективно взаимодействовать.

Технологический процесс требует создания АСУ

Все это очень важно в контексте перспективного строительства отечественных вооруженных сил, учитывая, что технологический уровень будет повышаться, причем значительную роль начнет играть роботизированная техника, которая не будет напрямую управляться экипажем.

Достаточно посмотреть на те разработки, которые на этом направлении идут в России сегодня – это не только ударные или разведывательные беспилотники, но и роботизированная бронетехника, а также такие проекты, как . Это проект беспилотной подводной лодки, которая будет нести ядерный заряд с задачей нанесения неприемлемого ущерба экономике противника.

И это, не говоря уже о том, что технологическое развитие даже классических направлений военной техники достигает такого уровня, когда жизненно необходимо наличие автоматизированных систем.

Можно вспомнить концепты истребителей шестого поколения, которые предполагают создание полноценного боевого звена из ударных дронов и ведущего пилотируемого боевого самолета.

В такой ситуации значение АСУ очень сложно переоценить, поэтому не вызывает удивления то внимание, которое Министерство обороны РФ сегодня уделяет этому важному вопросу.

Российская концепция АСУ не имеет аналогов в мире

«Сам по себе, этот проект российской АСУ является уникальным, хотя надо признать, что нечто похожее, пусть и в разрозненном виде, имеют другие страны мира. В первую очередь, здесь нужно назвать США, у которых в вооруженных силах также есть автоматизированная система управления, но рассредоточенная по разным стратегическим командованиям», - заключает Леонков.

У американцев, как замечает эксперт, есть в наличии автоматизированная система управления стратегическими силами – так называемой «ядерной триадой», а также система управления получением и сохранением разведданных, поступающих в Пентагон со спутников.

«Еще у США можно назвать автоматизированную систему управления на уровне тактического звена, но она никак не связана с другими американскими АСУ. Это говорит о том, что у американцев такие системы также существуют, но в их стратегии основная интеграция идет по линии связи, а не по командованию войсками, как это происходит у нас. В итоге, американцы пытаются завязать все такие проекты в контексте объединения связи, и у них получится автоматизированная система управления передачей информации, а не, собственно, вооруженными силами», - констатирует Леонков.

Другой вопрос, что, согласно заявлению Элькина, разработка технической основы для подобной АСУ должна завершиться к 2022 году, а в 2025 году выйти на уровень серийного производства.

Российский ОПК сможет создать необходимую элементную базу

При этом, здесь речь идет о микроэлектронике и других смежных отраслях, с которыми в России дело обстояло не очень хорошо даже в советское время, несмотря на все попытки Москвы как-то нивелировать существовавший на то время технологический разрыв с США и Западом.

После того, как «случились» девяностые года, ситуация стала еще хуже – мы потеряли несколько технологических направлений в российской промышленности и, когда в 2014 году вопрос стал об импортозамещении, сразу стало понятно, что часть номенклатуры западных товаров заместить просто невозможно, и что в такой ситуации нужно искать альтернативных поставщиков.

К тому же, если мы говорим об оборонно-промышленном комплексе, то здесь закупались именно высокотехнологичные компоненты, производство которых в России было наладить проблематично.

«В настоящий момент эта проблема постепенно решается в нашей стране, и когда в России идет разговор об этом технологическом направлении, то сразу вспоминается такой микропроцессор, как «Эльбрус», поэтому нет сомнений, что мы к 2025 году сможем не только создать, но и поставить в серийное производство необходимую в рамках этих работ по автоматизированной системе управления элементную базу», - констатирует Леонков.

К тому же, изначально, все программное обеспечение для таких систем делалось в расчете на то, что мы рано или поздно полностью перейдем на российскую элементную базу.

Холдинг «Росэлектроника», объединяющий более 100 предприятий, планирует к 2022 году завершить разработку технической основы для производства автоматизированной системы управления войсками. АСУ будет создана преимущественно на отечественной электронно-компонентной базе (ЭКБ).

Исполняющий обязанности гендиректора холдинга Григорий Элькин заявил, что система сможет функционировать в условиях кибератак, радиоэлектронного подавления, радиации и иного воздействия. Серийные поставки в войска запланированы на 2025 год.

Цифровая карта

Автоматизированная система управления войсками призвана сократить цикл боевого управления. Речь идёт об упрощении трудоёмкой работы по сбору, обработке, отображению и обмену информацией. Это позволяет сократить срок выполнения боевых задач и принятия решений на поле боя.

На практике результатом работы АСУ является цифровая карта, которая отображается на планшетах и других мобильных гаджетах. Командиры и солдаты получают наглядную и точную информацию о тактической обстановке в радиусе десятков километров.

По цифровой карте можно определить рельеф местности, расположение танков, бронетехники, артиллерийских установок, командных пунктов, складов и подразделений. Военнослужащие понимают, где находятся «свои», а где «чужие». Наглядная картина происходящего значительно упрощает ведение боевых действий.

У офицеров пропадает необходимость в кропотливой обработке данных разведки и составлении бумажных карт, где отображены силы противника. Командир в более короткий промежуток времени принимает решение о поражении той или иной цели.

Данные об объекте поражения поступают в подсистему управления огнём артиллерии. Получив команду и координаты цели, командир экипажа, например, самоходной артиллерийской установки приказывает немедленно открыть огонь. Таким образом, военнослужащие обходятся без традиционных средств связи, а цикл боевого управления сокращается в 2-3 раза.

  • Минобороны России

Однако у АСУ есть несколько существенных недостатков. Автоматизированная система управления войсками может подвергнуться кибератакам или воздействию средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) противника. Также сигналы далеко не всегда проходят через лесистую, холмистую или горную местность.

Нельзя исключать ситуацию, когда аппаратура может быть повреждена в результате обстрела или выведена из строя по каким-то иным причинам. Лишённый доступа к АСУ офицер или пехотинец должен прекрасно владеть другими средствами связи, чтобы не зависеть на поле боя от цифровой карты.

Худшее, что может случиться, — это взлом АСУ, и в современных условиях, когда хакеры получают доступ даже к сверхсекретным документам, это вполне реально. Киберпреступники (ими могут стать военнослужащие противника) окажутся способны менять данные в системе, запутывая командиров и разведчиков.

Опыт СССР и США

Первые АСУ появились ещё в период холодной войны. В советской армии функционировала система «Манёвр», которая использовалась для управления войсками тактического звена (полк-дивизия). Автоматизация управления войск была одним из приоритетов в развитии оборонной промышленности СССР.

От Советского Союза не отставали США, которые искали способ применения компьютеров для управления войсками. В 1990-е годы была запущена программа «Боевая система будущего» (Future Combat Systems), которая предполагала массовое использование автономных наземных и воздушных комплексов.

В мае 2011 года программа был свёрнута. Причиной послужила переоценка технологического рывка, который должна была совершить армия США. С 2000-х годов Пентагон использует более простые в техническом исполнении АСУ (например, Joint Battle Command Platform), ориентированные в большей степени на управление экипажами танков и бронемашин, а также артиллерийскими расчётами.

Отзывы о применении американских АСУ в бою противоречивы. На официальном уровне США высоко оценивают результаты эксплуатации автоматизированных систем. При этом часть экспертов утверждает, что Joint Battle Command Platform малоэффективна против регулярных войск по причине низкой пропускной способности информационных каналов, что показала война в Ираке.

  • Американская пехота
  • The U.S. Army / Flickr

Создать систему

С 2005 года в российских войсках используется в основном АСУ «Акация-М». В последние годы российские учёные активно работают над двумя системами: ЕСУ ТЗ «Созвездие-М2» (предназначена для управления тактическим звеном) и ЕСУ ОТЗ «Андромеда-Д» (для оперативно-тактического звена).

На стратегическом уровне управление войсками в России сосредоточено в Национальном центре управления обороной (НЦУО РФ), который расположен на Фрунзенской набережной. Этот программно-аппаратный комплекс по некоторым показателям в разы превосходит «конкурента» из Пентагона.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский отметил, что НЦУО — это самый верхний эшелон управления обороной, к которому подключены множество других автоматизированных систем.

«Система, о которой говорит Григорий Элькин, вероятно, относится к тактическому уровню. Я знаю, что сейчас идёт работа по созданию АСУ для управления общевойсковым боем именно на тактическом уровне. Это дивизии, бригады, полки, батальоны», — заявил RT Мураховский.

«Стоящие на вооружении российской армии системы управления используют множество известных видов связи, различные частоты радиодиапазона, включая УКВ, радиорелейную и спутниковую связь. Сегодня мы наблюдаем переход каналов связи на цифровую основу. Это повышает устойчивость к преднамеренным и непреднамеренным помехам», — сказал эксперт.

Мураховский добавил, что российские войска не собираются отказываться от проводных средств связи, которые являются более защищёнными (телефонные провода и оптико-волоконные кабели). По его мнению, крайне важно сохранять подобное разнообразие наряду с внедрением перспективных технологий.

«Полностью полагаться на АСУ, конечно же, нельзя, и российское командование это понимает. В этом плане американцы, пожалуй, перегнули палку. Нынешняя система подготовки российской армии подразумевает, что каждый — от рядового до генерала — умеет управлять войсками без всякой электроники и может свободно ориентироваться на местности», — подчеркнул Мураховский.

В военной истории Великобритании слово «Балаклава» прочно ассоциируется с конной атакой британской Легкой бригады под командованием лорда Кардигана на позиции Русской армии во время Балаклавского сражения 25 октября 1854 года в ходе Крымской войны. Эта атака стала примером напрасной жертвы, она была заведомо обречена на неудачу. Историки спорят до сих пор, исследуя причины этой безумной отваги британской кавалерии.

Любой военный эксперт, изучив исторические документы, скажет вам, что основная причина была в нечётком управлении войсками и в неправильной оценке боевой обстановки. Лорд Кардиган не стал утруждать себя доведением информации до подчинённых, постановкой конкретных задач, он просто скомандовал: «В атаку!». Нападение было внезапным для русской армии, но она достойно встретила противника. Легкая бригада, получив отпор и отступая под перекрёстным огнём русской артиллерии, была полностью уничтожена.

После Крымской войны, мировая военная наука не раз пересматривала систему управления войсками, чтобы свести к минимуму подобные ошибки и обеспечить максимальную эффективность боевого применения войск. Эффективность любой системы управления определяются достигнутым результатом, а также какой ценой он был получен.

Современное высокотехнологичное вооружение, подготовка к его применению офицеров и солдат стали намного дороже за последние сто лет. Не всегда стоящая на вооружении дорогостоящая техника гарантирует победу. Это хорошо продемонстрировала война во Вьетнаме, где обладавшая современным оружием армия США не смогла одолеть уступающую ей в вооружении армию Вьетнама и была вынуждена эвакуироваться из Индокитая.

Фраза «Победителей не судят» давно перестала быть оправдательным критерием для оценки результатов военных действий, так как боевое применение современных вооруженных сил требуют больших затрат из государственного бюджета, зачастую несоразмерных полученным результатам.

История показала, что государства, развязывающие войну и страны ведущие защиту своего суверенитета, сталкиваются с одинаковыми проблемами, вызванные ресурсным голодом: в финансовых средствах, материалах для производства вооружения, мобилизационном потенциале.

В связи с этим к подготовке и оснащению вооруженных сил со стороны любого государства предъявляются все более высокие требования, которые ужесточаются с каждым годом. «Задача предстоящего десятилетия (для Вооруженных сил России), - говорил Президент России Владимир Путин, - заключается в том, чтобы новая структура Вооруженных Сил смогла опереться на принципиально новую технику. На технику, которая „видит“ дальше, стреляет точнее, реагирует быстрее - чем аналогичные системы любого потенциального противника. Наша цель - построение полностью профессиональной армии».

Построение профессиональной армии и создание эффективной системы управления войсками – это две взаимосвязанные задачи, которые должны базироваться на общих принципах, обеспечивающих достижения поставленных целей при наименьших затратах, в том числе и в ходе реальных боевых действий.

Основные принципы управления войсками определяются Министерством обороны РФ в следующем виде:

  1. Единоначалие;
  2. Централизация управления во всех звеньях с предоставлением подчинённым возможности проявлять инициативу в определении способов выполнения поставленных им задач;
  3. Твёрдость и настойчивость в реализации принятых решений; оперативность и гибкость при реагировании на изменения обстановки ;
  4. Личная ответственность командующих (командиров) за принимаемые решения, применение подчинённых войск и результаты выполнения ими поставленных задач;
  5. Высокая организованность и творчество в работе командующих (командиров), штабов и др. органов военного управления.

Обращу ваше внимание на пункты 2, 3 и 5, которые, по моему мнению, являются одними из ключевых показателей в искусстве управления войсками. В современной российской армии они стали воплощаться в полной мере начиная с 1 декабря 2014 года, когда Национальный центр управления обороной Российской Федерации (НЦУО РФ) заступил на круглосуточное боевое дежурство. Первое «боевое крещение» НЦУО РФ получил во время операции российских ВКС в Сирии.

Именно участие российских ВКС в уничтожении группировок ИГИЛ и «Джебхат-ан-Нусра» (обе запрещены в Российской Федерации) показали правильность принятого 8 мая 2013 года Президентом России решения.

«Решение о создании НЦУО было принято Президентом России в целях совершенствования системы централизованного управления военной организацией государства и экономикой страны при решении вопросов подготовки к вооружённой защите страны. Национальный центр – это, по сути, действующий в круглосуточном режиме механизм управления всеми сферами деятельности Вооружённых Сил. Он должен обеспечить способность и готовность войск к решению поставленных задач, выполнение гособоронзаказа, финансовые и материально-технические ресурсы, комплектование войск и подготовку кадров, решение медицинских и жилищных вопросов, нашу международную деятельность» - эти слова Министра обороны Сергея Шойгу показывают, как на практике было достигнута реализация пункта 2 принципов управления войсками.

В предшествующие 50 лет обеспечение управления Вооруженными Силами (ЦКП ВС РФ) осуществлялось Центральным командным пунктом Генштаба. В современных условиях объемы информации многократно увеличились, цикл изменения актуальности сократился с недель и суток до часов и минут. Информационный обмен ЦКП ВС РФ, базировавшийся на табеле срочных донесений с низкой периодичностью предоставления информации в письменных документах (телеграммах, донесениях, сводках и других), перестал удовлетворять предъявляемым требованиям по информационному обеспечению руководства Министерства обороны.

После заступления на боевое дежурство НЦУО РФ фактически свёл к минимуму время принятия решений для быстрого реагирования на любую ситуацию. Именно это и обеспечило успех российских ВКС в Сирии.

Поясню. Четыре года правительство Сирийской арабской республики, возглавляемое Башаром аль-Асадом, и её армия проигрывали пядь за пядью территорию своей страны подготовленным инструкторами ЧВК (США, Турции и некоторых арабских стран) и оснащенным современным оружием, средствами связи и разведки группировкам боевиков, включая ИГИЛ. Боевики успевали везде - они наносили эффективные удары по воинским частям, по позициям обороны, по военным конвоям и городам Сирии. Тактика группировок была не предсказуема, захваченные населённые пункт тут же превращались в крепости с развитой инфраструктурой снабжения и фортификаций. Где произойдёт очередной прорыв, никто в командовании армии САР не мог сказать со 100% уверенностью.

Дело в том, что в действиях группировок ИГИЛ прослеживалась отработка доктрины «сетецентрических войны» (англ. Network-centric warfare ) армии США, которую они начали разрабатывать в 1998 году. Главный принцип ведения боевых действий в условиях «сетецентрической войны» – это создание так называемых «стай» (вооруженных группировок), с последующими атаками противника на всех направлениях при помощи небольших по численности подразделений.

Это концепция ведения боевых действий, предусматривающая увеличение боевой мощи группировки объединённых сил за счет образования информационно-коммутационной сети, объединяющей источники информации (разведки), органы управления и средства поражения (подавления), обеспечивающая доведение до участников операций достоверной и полной информации об обстановке в реальном времени.

Сетецентрическую войну (СЦВ), по замыслу авторов, способны вести только высокоинтеллектуальные силы. Такие силы, пользуясь знаниями, полученными от всеохватывающего наблюдения за боевым пространством и расширенного понимания намерений командования, способны к большей эффективности, чем при ведении автономных, сравнительно разрозненных действий.

Группировки ИГИЛ были лишь инструментом в войне против правительства Башара Асада, управление через АСУВ и координацию боевых действий этих группировок вероятнее всего обеспечивали подрядчики ЧВК и сотни военных инструкторов, расквартированных в Турции, Кувейте и Ираке.

Доктрина СЦВ предусматривает четыре основные фазы ведения боевых действий.

  1. Достижения информационного превосходства посредством опережающего уничтожения (вывода из строя, подавления) системы разведывательно-информационного обеспечения противника (средств и систем разведки, сетеобразующих узлов, центров обработки информации и управления)
  2. Завоевания превосходства (господства) в воздухе путем подавления (уничтожения) системы ПВО противника.
  3. Постепенное уничтожение оставленных без управления и информации средств поражения противника, в первую очередь ракетных комплексов, авиации, артиллерии, бронетехники.
  4. Окончательное подавление или уничтожение очагов сопротивления противника.

Была ли возможность у армии САР противостоять боевым действиям на основе доктрины СЦВ, ответ очевиден. Поэтому российские ВКС действительно переломили эту «безысходную» ситуацию, так как свои боевые действия они координировали и управляли ими из единого центра АСУВ ВС РФ, в который собиралась вся информация по ТВД в Сирии. Помимо боевых задач НЦУО РФ централизованно и параллельно решал все вопросы по снабжению и размещению на базах Хмеймим и Тартус нашей группировки вооруженных сил, сведя логистические операции к минимальным затратам. Не стоит забывать и об информировании мировых СМИ о ходе боевых действий с предоставлением эксклюзивных кадров со средств воздушной и космической разведки.

Можно ли назвать российскую АСУВ ВС РФ и несущий боевое дежурство НЦУО РФ ответом доктрине СЦВ? И да, и нет.

Проще рассмотреть это сравнение по критерию «как есть».

АСУВ АРМИИ США.

Доктрина СЦВ, стартовавшая в 1998 году, впервые на практике была применена в войне с Ираком в 2003 году. Технической основой этой доктрины стали две АСУВ армии США - система боевого планирования и управления авиацией на ТВД - ТВМСS (Theater Battle Management Core Systems ) и информационная система боевого управления FBCB2 (Force XXΙ Battle Command Brigade or Below ), охватывающая тактическое управление по иерархии «бригада-батальон-рота».

Терминалы FBCB2 размещались на борту танков, БМП, БТР, САУ, ракетных пусковых установок и многоцелевых автомобилей повышенной проходимости линейных подразделений Армии и Корпуса морской пехоты США. Они были подключены к двухуровневой сети радиосвязи, включающей воздушно-наземный сегмент EPLRS/SINCGARS и космический сегмент INMARSAT. Обмен данными осуществлялся в рамках виртуальной сети тактического Интернета.

Таким образом, командирам передовых подразделений американских дивизий на поле боя были предоставлены возможности напрямую взаимодействовать с артиллерийскими подразделениями и тактической, а в отдельных случаях и стратегической авиацией.

Действия иракской армии были практически парализованы ситуационной информированностью американских войск на ранней стадии о переброске и накапливании сил обороняющихся. Характерным примером служит операции по захвату большого моста на юго-востоке Багдада.

В отчётах предоставленных командованию армии США эта операция характеризуется как «отражение попытки ночной контратаки двух бригад Республиканской гвардии при поддержке 70 танков на предмостный плацдарм одного батальона 3-й механизированной дивизии, усиленный 10 танками Abrams и 4 БМП Bradley, в городской застройке Багдада. Наткнувшись на бомбовой удар и артиллерийский огонь еще до начала перехода в контратаку и потеряв в плотных предбоевых порядках половину состава убитыми и ранеными, иракцы вынуждены были отступить».

На самом деле АСУВ дала сбой, так как не смогла обнаружить выдвигающиеся иракские бригады своевременно. Перед началом операции разведка внимательно изучила фотографии, полученные со спутников, сообщила, что мост не охраняется и никаких войск противника в окрестностях не наблюдается. Поэтому появление иракских подразделений для американского батальона стало полной неожиданностью, задержав выполнение боевой задачи почти на сутки. Лишь абсолютное господство в воздухе и превосходство в огневой мощи спасли американцев от поражения.

В целом во время компании в Ираке объединённая АСУВ оказалась малоэффективной по причине низкой пропускной способностью информационных каналов, поэтому подразделения армии США и Корпуса морской пехоты часто переходили на традиционные средства связи. По результатам войны в Ираке АСУВ была отправлена на доработку, а до тех пор рекомендована к использованию против иррегулярных войск противника..

После войны в Ираке перспективная АСУВ прошла комплексную доработку в соответствии с программой Joint Battle Command Platform . Она включает в себя информационная стыковку систем АСУВ сухопутных войск, ПВО, авиации и военно-морского флота с помощью программного интерфейса DIB (DCGS Integrated Backbone) и оснащение их терминалами FBCB2. В космическом и воздушном сегменте завершается переход на широкополосную связь. Операции в Ливии и война в Сирии показывают направление дальнейшего совершенствования этой АСУВ на практике

В настоящее время эта система действует параллельно с мультиспектральной разведывательной сетью HART (Heterogeneous Airborne Reconnaissance Team), которая имеет летный парк БПЛА в количестве 7400 единиц.

Отдельно от АСУВ работает Кибернетическое командование США (United States Cyber Command, USCYBERCOM), которое планирует, координирует, объединяет, синхронизирует и проводит мероприятия по руководству операциями и защите компьютерных сетей министерства обороны США. Также особняком стоит Стратегическое командование Вооружённых сил США (United States Strategic Command, USSTRATCOM), которое объединяет управление стратегическими ядерными силами, ПРО и военными космические силами.

Таким образом, говорить о действующей единой автоматизированной системе управления войсками в армии США не приходится. Единственным преимуществом в управлении войсками Армии США являются спутниковые группировки глобальной космической связи INMARSAT (11 геостационарных спутников) и IRIDIUM (66 спутников, обращающихся вокруг Земли по 11 орбитам на высоте примерно 780 км), которые позволяют осуществлять оперативное стратегическое управление войсками США на большом расстоянии, минимизируя задержки прохождения информации.

АСУВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ

Это первая в мире единая система управления всеми воинскими подразделениями входящими в структуру Вооруженных сил России , в том числе и ядерной триадой, реализованная в действующем Национальном центре управления обороной Российской Федерации и соответствующих центрах подчинённых органов управления: военный округ (оперативно-стратегическое командование) – армия – дивизия (бригада).

Техническую основу АСУ ВС РФ составляет автоматизированная система управления войсками (АСУВ) отечественного производства «Акация-М», которая имеет в войсках мобильный аналог (МЧ АСУ Р «Акация-М»), поставляемый на вооружении военных округов России с 2005 года. АСУВ «Акация-М» позволяет военнослужащим находиться в одном и том же информационном пространстве, как в местах постоянной дислокации (НЦУО и Центры управления войскам округов), так и при выходе в поле или в ходе боевых действий. По сути «Акация-М» - это военный аналог интернета. Программное обеспечение, на котором работает АСУВ разработано под типовые силы и средства управления, а также типовые боевые расчеты.

АСУВ «Акация-М» в сочетании с развернутыми своими мобильными вариантами обеспечивают оперативно-стратегическое и оперативное управление Вооруженными силами России.

Оперативно-тактическое и тактическое управление войсками осуществляют комплексы Единой системы управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) «Созвездие-М2» и ЕСУ ОТЗ «Андромеда-Д» .

ЕСУ ТЗ «Созвездие-М2» проходит обкатку и дальнейшее совершенствование в Сухопутных войсках, а ЕСУ ОТЗ «Андромеда-Д» в войсках ВДВ. Обкатка этих комплексов проходила во время многочисленных общевойсковых учений и внезапных проверок, которые Вооруженные силы России провели в 2015 году, а также в реальных боевых условиях во время операции российских ВКС в Сирии.

Все информационные потоки от АСУВ концентрируются в «Ставке Верховного Главнокомандования» - НЦУО РФ. В ПАК НЦУО действует информационная система на базе ОС Astra Linux производства компании «РусБИТех» , а обеспечение геопространственной информацией строится на концепции территориально распределенного сбора, хранения и доставки геопространтсвенных данных (полное наименование - ЕАСО ВС РФ ГПИ) разработки Группы «Кронштадт» .

Основу Национального центра составляют три центра управления:

  • Центр управления стратегическими ядерными силами (СЯС) предназначен для управления применением ядерного оружия по решению высшего военно-политического руководства страны;
  • Центр боевого управления осуществляет мониторинг военно-политической обстановки в мире, анализ и прогноз развития угроз для Российской Федерации или ее союзников. Он же обеспечивает управление применением Вооруженных Сил, а также войск и воинских формирований, не входящих в структуру Минобороны России;
  • Центр управления повседневной деятельностью , ведущий мониторинг всех направлений деятельности военной организации государства, касающихся всестороннего обеспечения Вооруженных Сил. Он же координирует деятельность федеральных органов власти по удовлетворению потребностей не входящих в состав Минобороны других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

Следующим этапом работы предполагается масштабирование данных информационных технологий вниз по структуре вооруженных сил до штабов соединений и тактических единиц, с сохранением базовых принципов архитектуры системы и апробированных в НЦУО конкретных программно-аппаратных решений мониторинга обстановки, поддержки принятия решений и других элементов управления войсками и силами.

В ходе «полевых испытаний» во время учений и боевого применения в Сирии АСУВ ВС РФ показала следующие результаты:

  1. Была достигнута высокая оперативность информационного обмена, (сбора, обработки и отображения информации о тактической обстановке), повышающая скорости выполнения основных задач управления в 5-6 раз, по сравнению с неавтоматизированными системами управления.
  2. За счет постоянного сбора данных обстановки в режиме круглосуточного мониторинга, была обеспечена непрерывность работы всей АСУВ ВС РФ от оперативно-стратегического уровня (НЦУО) до уровня тактического звена (ЕСУ ТЗ) .
  3. В результате использования единых аппаратно-программных комплексов (АПК), единого программного обеспечения (в том числе для графического отображения данных обстановки) для всех уровней управления от солдата до командующего Вооруженными силами, была достигнута высокая степень унификации элементов системы управления.
  4. Была проверена живучесть АСУВ на случай выхода из строя группы АПК (штабов с АПК), которая благодаря способности АСУВ быстро восстанавливать свою работоспособность, в том числе и в распределенном режиме, показала высокую степень надежности применяемых средств и элементов комплексов.

Российская космическая группировка военных спутников связи и разведки на данный момент уступает американским группировкам INMARSAT, IRIDIUM и разведывательным спутникам Национального управления военно-космической разведки США (National Reconnaissance Office, NRO).

С введением в эксплуатацию космических аппаратов Единой космической системы и других образцов космических аппаратов военного и двойного назначения, ВС РФ и в этом сегменте выйдут на передовой мировой уровень.

Алексей Леонков

Военный эксперт журнала «Арсенал Отечества»

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гарантия, качество продукции Мы гарантируем высокое качество продукции Гарантия, качество продукции Мы гарантируем высокое качество продукции Квалификация техник какой разряд Что означает квалификация техник Квалификация техник какой разряд Что означает квалификация техник Презентация Презентация "Настольный теннис" по обществознанию – проект, доклад