Что такое материально производственная деятельность. Презентация на тему: Материально-производственная деятельность человека. Презентация на тему: Материально-производственная деятельность человека

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Материально-производственная деятельность человека. § Трудовая деятельность – Труд-это фундаметальная форма деятельности человека, в процессе которой созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей. – Особое значение имеет труд людей в материальном производстве.

Труд в материальном производстве § Производство-это прежде всего процесс создания материальных благ, необходимое условие жизни общества. – Материальное производство-это производство вещей. – Нематериальное- это производства идей. § Материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, в результате которой создаются материальные блага, направленные на удовлетворение человеческих потребностей.

Особенности трудовой деятельности §Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленно, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель. §В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, то есть материалы, подвергающиеся преобразованию. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями. §

Производительность труда- Это эффективность трудовой деятельности, которая выражается количеством продукции, произведенной в единицу времени. В результате введение новой техники и современных технологий содержание трудового процесса меняется соотношение между трудом физическим и умственным, монотонным и творческим. Важнейшей особенностью трудовой деятельности людей является то, что она требует, как правило, совместных усилий для достижения поставленных целей. Разделение труда- это распределение и закрепление занятий между участниками трудового процесса. Научно-технический прогресс- компьютеризация, комплексная автоматизация, унификация оборудованияведет к интеграции производственных процессов внутри предприятия и к расширению разделения труда в масштабе общества.

Современный работник § Мастерство, умелость, грамотность выполнения трудовых функций определенной профессии называют профессионализмом. § Профессионализм- это результат обучения и опыта работы. § Научно-технический прогресс увеличивает роль квалифицированного труда, требующего специальной профессиональной подготовки.

§ Законы о труде и правила внутреннего трудового распорядка требуют производительного использования рабочего времени, добросовестного исполнения своих обязанностей, высокого качества работы. Выполнение этих требований и есть трудовая дисциплина. § Строгое выполнение технологических норм называется технологической дисциплиной. § Инициатива и исполнительность взаимосвязаны. Бездумный исполнитель - плохой работник. Напротив, инициатива – свидетельство высокого профессионализма. § Наряду со специальной подготовкой на современных производствах большое значение имеет общая культура работника, способность к самостоятельному решению творческих задач. Культура труда проявляется в его научной организации.

Проблемы гуманизации труда § Дегуманизация труда проявилась в системе американского инженера Ф. У. Тейлора (1856 -1915. г). Тейлор разработал систему организационных мер, включавшую хронометраж трудовых операций, инструкционные карточки и т. п. , которые сопровождались системой дисциплинарных санкций и стимулированием труда. Дифференциальная система оплаты труда означала, что трудолюбивый рабочий дополнительно вознаграждается, а лодырь не может получить незаработанные деньги. § Сам Тейлор писал: «Каждый должен научиться отказываться от своих индивидуальных приёмов работы, приспособлять их к ряду нововведённых форм и привыкнуть принимать и исполнять директивы, касающиеся всех мелких и крупных приемов работы, которые раньше оставлялись на его личное усмотрение» .

§ Такой вид трудового процесса вызывает у его участников чувство, что над ними как личностями доминируют машины, чем отрицается их индивидуальность. У них возникает апатия, негативное отношение к труду как к чему-то вынужденному, выполняемому только по необходимости. § Особо вредные, экстремальные условия труда вызывают смерть, тяжелые профессиональные заболевания, крупные аварии, серьезные травмы.

Гуманизация труда Означает процесс его очеловечивания. Прежде всего необходимо устранить факторы, угрожающие человеческому здоровью в технизированной среде. Опасные для здоровья человека функции, операции, связанные с большими усилиями, монотонным трудом, на современных предприятиях перекладываются на робототехнику. Особое значение имеет культура труда. Исследователи выделяют в ней три компонента. Во-первых, это совершенствование трудовой среды, т. е. условий, в которых протекает трудовой процесс. Во-вторых, это культура взаимоотношений между участниками труда, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе. В-третьих, осмысление участниками трудовой деятельности содержания трудового процесса, его особенностей, а также творческое воплощение заложенного в него инженерного замысла. Трудовая деятельность- это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации.

Cлайд 1

Материально-производственная деятельность человека. Трудовая деятельность Труд-это фундаметальная форма деятельности человека, в процессе которой созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей. Особое значение имеет труд людей в материальном производстве. © Dale Carnegie & Associates, Inc., 1996-2001

Cлайд 2

Труд в материальном производстве Производство-это прежде всего процесс создания материальных благ, необходимое условие жизни общества. Материальное производство-это производство вещей. Нематериальное- это производства идей. Материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, в результате которой создаются материальные блага, направленные на удовлетворение человеческих потребностей.

Cлайд 3

Особенности трудовой деятельности Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленно, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель. В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, то есть материалы, подвергающиеся преобразованию. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями.

Cлайд 4

Производительность труда- Это эффективность трудовой деятельности, которая выражается количеством продукции, произведенной в единицу времени. В результате введение новой техники и современных технологий содержание трудового процесса меняется соотношение между трудом физическим и умственным, монотонным и творческим. Важнейшей особенностью трудовой деятельности людей является то, что она требует, как правило, совместных усилий для достижения поставленных целей. Разделение труда- это распределение и закрепление занятий между участниками трудового процесса. Научно-технический прогресс- компьютеризация, комплексная автоматизация, унификация оборудования- ведет к интеграции производственных процессов внутри предприятия и к расширению разделения труда в масштабе общества.

Cлайд 5

Современный работник Мастерство, умелость, грамотность выполнения трудовых функций определенной профессии называют профессионализмом. Профессионализм- это результат обучения и опыта работы. Научно-технический прогресс увеличивает роль квалифицированного труда, требующего специальной профессиональной подготовки.

Cлайд 6

Законы о труде и правила внутреннего трудового распорядка требуют производительного использования рабочего времени, добросовестного исполнения своих обязанностей, высокого качества работы. Выполнение этих требований и есть трудовая дисциплина. Строгое выполнение технологических норм называется технологической дисциплиной. Инициатива и исполнительность взаимосвязаны. Бездумный исполнитель - плохой работник. Напротив, инициатива – свидетельство высокого профессионализма. Наряду со специальной подготовкой на современных производствах большое значение имеет общая культура работника, способность к самостоятельному решению творческих задач. Культура труда проявляется в его научной организации.

Cлайд 7

Проблемы гуманизации труда Дегуманизация труда проявилась в системе американского инженера Ф.У. Тейлора (1856-1915.г). Тейлор разработал систему организационных мер, включавшую хронометраж трудовых операций, инструкционные карточки и т.п., которые сопровождались системой дисциплинарных санкций и стимулированием труда. Дифференциальная система оплаты труда означала, что трудолюбивый рабочий дополнительно вознаграждается, а лодырь не может получить незаработанные деньги. Сам Тейлор писал: «Каждый должен научиться отказываться от своих индивидуальных приёмов работы, приспособлять их к ряду нововведённых форм и привыкнуть принимать и исполнять директивы, касающиеся всех мелких и крупных приемов работы, которые раньше оставлялись на его личное усмотрение».

Cлайд 8

Такой вид трудового процесса вызывает у его участников чувство, что над ними как личностями доминируют машины, чем отрицается их индивидуальность. У них возникает апатия, негативное отношение к труду как к чему-то вынужденному, выполняемому только по необходимости. Особо вредные, экстремальные условия труда вызывают смерть, тяжелые профессиональные заболевания, крупные аварии, серьезные травмы.

Cлайд 9

Гуманизация труда Означает процесс его очеловечивания. Прежде всего необходимо устранить факторы, угрожающие человеческому здоровью в технизированной среде. Опасные для здоровья человека функции, операции, связанные с большими усилиями, монотонным трудом, на современных предприятиях перекладываются на робототехнику. Особое значение имеет культура труда. Исследователи выделяют в ней три компонента. Во-первых, это совершенствование трудовой среды, т. е. условий, в которых протекает трудовой процесс. Во-вторых, это культура взаимоотношений между участниками труда, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе. В-третьих, осмысление участниками трудовой деятельности содержания трудового процесса, его особенностей, а также творческое воплощение заложенного в него инженерного замысла. Трудовая деятельность- это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации.

Cлайд 10

Работу выполнили: Федоров Юрий Шариков Алексей Гришаева Анастасия Пакулов Александр Радионова Елена Игумнов Владимир Аксёнова Ольга

Вопрос 2: Характеристика основных производственных компонентов материально производственной сферы.

    материальная;

    социальная;

    политическая;

    духовная.

Вопрос 1: Сущность и содержание материально производственной сферы.

Экономическая сфера – это область осуществления хозяйственной деятельности и область создания материальных благ.

Структурные компоненты материально производственной сферы:

    Труд, как комплексное социальное явление.

    Способ производства материальных благ.

    Механизм функционирования материально производственной сферы.

Если труд является той социальной реальностью, в которой и через которую действуют законы материально производственной сферы, способ производства раскрывает сущность материально производственной сферы, а механизм показывает ее цели.

    Первый структурный элемент материально производственной сферы – труд. Труд – это созидательная предметная деятельность.

Характеристика труда:

    Труд, как преобразовательная деятельность (труд вообще). При характеристики труда, как преобразовательной деятельности Карл Маркс выделял в нем три структурных элемента:

    Живой труд (субъективный элемент).

    Средство труда.

    Предмет труда.

    Труд, как природный процесс. При рассмотрении труда, как природного процесса, человек рассматривается, как предмет природы, вещь хотя сознательная, а сам труда рассматривается, как проявление этой силы. Человек действует в процессе производства так, как действует природа. Он только лишь меняет формы вещества.

    Труда, как диалектическое единство материального и идеального. На ряду с материальной стороной труда – средствами производства в трудовом процессе присутствует идеальная сторона – сознательная деятельность человека – сознательная деятельность человека.

    Труд – созидательная предметная деятельность. Дадим характеристику труда: труд как преобразовательная деятельность (труд вообще). При характеристике труда как преобразовательной деятельности, К.Маркс выделял в нем три структурных элемента:

    Живой труд.

    Средства труда.

    Предмет труда.

    Труд как природный процесс. При рассмотрении труда как природного процесса, человек рассматривается как предмет природы, вещь, хотя сознательную, а сам труд рассматривается как проявление этой силы. Человек действует в процесса производства так, как действует природа. Он только лишь меняет формы вещества. Труд как диалектическое единство материально и реального. Наряду с материальной стороной труда – средствами производства – в трудовом процессе присутствует идеальная сторона – сознательная деятельность человека. Труд как созидание. Результаты созидательной деятельности человека:

    Материальные блага.

    Духовные блага.

    Сам человек.

    Политические и организационные формы человеческой жизнедеятельности.

    Труд как комплексное общественное явление.

Труд непрерывно связан с социальной сферой общества. Чаще всего его рассматривают применительно к массовому и профессиональному делению в обществе. Общественный труд тесно связан с политикой управленческой сферы. Общественный труд также тесно связан с духовной жизнью общества: сегодня наука является производительной силой общества; эстетическое познание сегодня воплотилось в такую производственную сферу как дизайн. Образование сегодня стало важнейшим фактором профессионального роста рабочего. Труд как исторически развивающееся общественное явление. Действие труда подчинено следующим типам законов:

    Всеобще-исторические законы.

    Формационные законы.

    Конкретно-исторические законы.

Способ производства – это производительные силы + производственные отношения. В производительных силах выделяют средства производства (орудия труда и предметы труда) + человек. Производственные отношения – отношения по поводу производства, потребления, обмена, распределения. Функционирование производительных сил составляет содержание материального производства, а социально-экономические отношения составляют его форму. В отношении между производительными силами и производственными отношениями содержание определяет форму. Тип социально-экономических от ношений зависит от следующих двух факторов:

    Уровень развития производительных сил.

    Структура производительных сил.

Уровень развития производительных сил зависит:

    Применяемая в производстве техника.

    Природные условия.

Как производительные силы влияют на производственные отношения, так и наоборот. Производственные отношения могут ускорять развитие, но могут и тормозить его.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Аннинская средняя общеобразовательная школа № 6

пгт Анна, Воронежской области

Конспект урока по обществознанию
в 10 классе



«Материально-производственная деятельность человека »

подготовила

учитель истории и обществознания

Гурова Людмила Николаевна

Анна

ТЕМА: «Материально-производственная деятельность человека».

Трудись, покамест служат руки,

Не сетуй, не ленись, не трусь,

Спасибо скажут наши внуки,

Когда разбогатеет Русь.

Н.А.Некрасов

Слово учителя:

Труд - это основная форма деятельности человека. Особое значение имеет труд людей в материальном производстве. Этот факт признается многими учеными. И действительно, процесс материального производства предстает как:

Способ удовлетворения материальных человеческих потребностей;

Как источник общественного богатства;

Как фактор общественного прогресса;

Как процесс формирования физических и духовных качеств человека. Трудись, покамест служат руки,

Не сетуй, не ленись, не трусь, Спасибо скажут наши внуки, Когда разбогатеет Русь.

Задачи урока.

1.Обобщение изученного материала по разделу «Материально-производственная деятельность человека».

2. Составление логические схем из терминов, которые использовались в разделе«Материально-производственная деятельность человека».

3.Связать изученный материал с действительностью, чтобы он не был оторван от жизни.

Основная работа на уроке проводится в группах.

План урока.

1 .Разминка.

2. Логические схемы.

3. Решение изобретательских задач.

4. Сообщение «Основные этапы изобретательской деятельности».

5. Проблемы гуманизации труда.

6. Подведение итогов.

РАЗМИНКА.

Называются определения, учащиеся записывают соответствующий термин (или наоборот).

1. Трудовая деятельность людей, в результате которой создаются материальные блага, направленные на удовлетворение человеческих потребностей (материальное производство ).

2. Совокупность необходимых материальных условий для производства (средства производства).

3. Способ воздействия на предмет труда (технология) .

4. Эффективность трудовой деятельности, которая выражается количеством произведенной продукции за единицу времени (производительность труда) .

5. Способ взаимодействия людей с предметами и средствами труда (технологический способ) .

6. Люди - производители материальных благ и средства производства (производительные силы) .

7. Способ взаимодействия производительных сил и производственных отношений, который позволяет функционировать обществу на конкретной исторической ступени (экономический способ) .

8. Деятельность людей, направленная на достижение конкретного полезного результата (трудовая деятельность) .

9. Организационные отношения, направленные на поддержание порядка в процессе трудовой деятельности (трудовая дисциплина).

10.Процесс очеловечивания труда (гуманизация труда).

СОСТАВЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ.

Работа проводится в 3 группах. Каждая из групп должна составить из терминов логическую схему и объяснить ее. Учитель должен заранее подготовить карточки с терминами. (Возможно использование компьютера для каждой группы).

1 группа - Схема «Материальное производство» (термины: материальное производство, производительные силы, производственные отношения, люди-производители материальных благ, средства производства, предмет труда, средства труда).

Дополнительные вопросы группе:

- Какие основные способы производства выделяют в материальном производстве?

В чем состоит различие между материальным и духовным производством?

2 группа - Схема «Трудовая деятельность» (термины: цель труда, предмет труда, средства труда, технология, трудовые операции).

Дополнительные вопросы:

- В чем сущность понятия «содержание индивидуального труда»?

Какую роль играет общение в трудовой деятельности?

3 группа - Схема «Современный работник» (термины: профессионализм, квалификация, дисциплина, инициатива).

Дополнительный вопрос:

Приведите примеры правовых норм, которые регулируют поведение в

процессе труда?

РЕШЕНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ.

Слово учителя:

Одной из характерных черт человеческой деятельности, в различных сферах, является ее творческий характер. Высшим проявлением творчества в трудовой деятельности считается изобретательство. Изобретательство издавна привлекает людей. Откройте любую энциклопедию, и ее страницы поведают вам о знаменитых и малоизвестных изобретателях. Имена Т.Эдисона и И.П.Кулибина знает каждый образованный человек.

Мы с вами попробуем найти решение для изобретательских задач. Каждой группе предлагается задача на карточке. Вместе с решением учащиеся должны ответить на вопросы:

Что мешало группе в принятии решения?

Что помогало?

Какие качества характера участников проявились?

1 группа. Под Петербургом на дороге лежал громадный камень, мешавший движению. Иностранные инженеры предложили два варианта его устранения: взорвать динамитом или увезти в сторону от дороги с помощью огромной тягловой силы. Но нашелся русский мужик, который предложил легко осуществимое средство. А вы могли бы догадаться?

2 группа. Однажды собрались ученые, чтобы обсудить, как бороться с жуком-долгоносиком, вредителем сельского хозяйства. И тут выяснилось, что условия существования жука изучены очень слабо. Никто не знал, например, какова температура его тела.

Жучок маленький,- сказал один ученый,- обычным термометром не измеришь.

Придется разработать специальный прибор,- согласился другой.

Потеряем много времени.

А чтобы предложили вы?

3 группа. Помните, что произошло с капитаном Врунгелем во время путешествия на шхуне «Беда» в Канаде? Нужно было на нартах переправиться на Аляску, и экипаж приобрел оленя и собаку. Вскоре, правда, выяснилось, что олень - не олень, а корова, собака же оказалась волчонком.

Как капитан вышел из положения? Предложите свое решение.

СООБЩЕНИЕ « Основные этапы изобретательской деятельности»

ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ТРУДА.

Слово учителя:

До настоящего момента, мы говорили с вами, что такое материальное производство и какой работник нужен производству: профессиональный, квалифицированный, исполнительный, инициативный. Что же получилось? Человек превратился в фактор производства. С одной стороны это хорошо, повышается производительность труда, растет уровень производства, но с другой стороны нарушается гармония труда с основными биологическими и психологическими чертами человека. Машины доминируют над личностями работников. В итоге у производителей возникает апатия, негативное отношение к труду. Можно ли это исправить?

От каждой группы поступают предложения по гуманизации труда.

Действительно, на современном этапе проблема гуманизации труда стоит очень остро. Важно соблюдать условия и культуру труда, чтобы исключить факторы, угрожающие здоровью человека; использовать достижения научно-технического прогресса, чтобы труд стал более многообразным, интересным, творческим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В завершении нашего урока, мне хотелось услышать ваше мнение: что нового и интересного вы узнали в разделе «Материально-производственная деятельность человека», какие выводы сделали для себя.

Выводы, различные точки зрения от каждой группы.

Пожелания учителя:

Что пожелать вам? Трудитесь! Как говорил М.Горький: «настоящими героями я видел только тех людей, которые любят и умеют работать».

Список использованной литературы.

    Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Жильцова Е.И., Иванова Л.Ф. Обществознание (учебник для 10 класса), Москва, «Просвещение», 2009г. Рекомендовано Министерством образования РФ.

    Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Москва, 2008г.

Материально-производственная сфера – основа общественной жизни. Производство – способ существования человека и общества. Структура материального производства: 1) сфера непосредственного производства; 2) сфера распределения; 3) сфера обмена; 4) сфера потребления.

Основные компоненты материально-производственной сферы:

труд как комплексное социальное явление;

способ производства материальных благ;

закономерности и механизмы функционирования сферы в целом.

Труд, производство – не только природный процесс, процесс взаимодействия общества с природой, но и основа формирования самого человека как социального существа, выделения его из природы.

Труд – это диалектика материального и идеального, их непрерывное взаимопревращение. Материальность труда в определенной мере связана с природным бытием, идеальность труда проистекает из того, что это – деятельность человека, общественного субъекта, наделенного сознанием и стремящегося к осуществлению поставленных целей. Идеальное через живую деятельность человека воплощается в изменении материальных факторов труда, которые в свою очередь, отражаясь в сознании субъекта, становятся основой нового целеполагания труда. Социальный результат труда – человек, общество, общественные отношения.

Трудовая деятельность объективна. На любом отрезке истории она развертывается в рамках определенного наличного уровня предметной вооруженности человека, воплощенной в системе орудий и средств производства, в рамках развития самого человека как субъекта труда.

Общественный характер труда заключается в его исторической непрерывности возрастания потребностей общества в труде и его продуктах, непрерывности самой жизнедеятельности общественного субъекта труда – народа, его сопряженностью со всеми сторонами жизни. Люди взаимодействуют друг с другом не только в силу общественного разделения труда, но и потому, что в процессе труда они приобретают и используют знания, навыки, умения, полученные др. людьми.

Труд , являясь источником разделения и ядром производства, представляет собой: 1) процесс взаимодействия человека и природы, активного воздействия людей на природный мир; 2) целенаправленную созидательную деятельность человека для удовлетворения постоянно растущих, возрастающих его потребностей; 3) оптимизацию создания, использования и совершенствования средств производства, техники, научных знаний; 4) совершенствование самого человека как субъекта общественного производства и личности.

Труд всегда осуществляется в рамках определенной формы общества и посредством нее, что получает практическое воплощение в способе производства. Способ производства – понятие, характеризующие конкретный вид производства необходимых для жизни людей средств (пищи, одежды, жилища, орудий производства), осуществляемого в исторически определенных формах общественных отношений. Способ производства – одна из важнейших категорий исторического материализма, поскольку характеризует основную сферу общественной жизни – сферу материально - производственной деятельности людей, определяет социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. От способа производства зависит структура каждого исторически определенного общества, процесс его функционирования и развития. История общественного развития – это прежде всего история развития и смены способа производства, чем и определяется определение всех др. структурных элементов общества.

Производство всегда осуществляется благодаря двуединому процессу взаимодействия производительных сил (содержание) и производственных отношений (социально - экономическая форма процесса производства). Способ производства – общественный вид и способ, которым люди производят материальные блага, необходимые для удовлетворения их потребностей.

Это основной фактор, определяющий развитие, взаимосвязь и взаимодействие различных сторон и сфер общественной жизни: экономики и политики, науки и техники, идеологии и культуры и т. д.

Производительные силы – это те силы, с помощью которых общество воздействует на природу и изменяет ее, это одна из сторон развития общественного индивида. Производительные силы выражают отношения человека к природе, его способность творчески использовать богатство ее в личных и общественных интересах. Производительные силы существуют и функционируют только внутри общественного производства. Уровень развития производственных сил проявляется в степени познания человеком закономерностей природы и их использования в производстве для достижения поставленных целей.

В производительных силах можно выделить 3 элемента : личностный (люди); вещественный (орудия труда, в широком смысле – средства производства); духовный (наука). Производительные силы – основа внутреннего способа производства, все особенности способа производства зависят от уровня развития производительных сил. Источник развития производительных сил – противоречия между элементами. Предмет труда – то, на что направлен труд; средства труда – то, что служит проводником воздействия на предмет труда: образуют средства производства. В средствах труда различают орудия труда и средства для хранения предметов труда. Продукт труда носит опосредованный характер.

Показатель развития производительных сил – производительность труда . Важнейший фактор ее роста – создание более производительных орудий и средств труда, технический прогресс. В условиях современной НТР меняется роль науки в обществе, она становится непосредственной производительной силой

Производственные отношения – отношения между агентами производства, в конечном счете, между людьми в процессе производства жизненных средств. Производственные отношения носят прежде всего материальный характер. Их характерная черта – формирование как необходимые, зависящие не от воли людей, но от конкретного исторически достигнутого уровня развития производительных сил. 4 типа производственных отношений: организационно - технические; по поводу определения доли и получения ее; обмена; потребления – использование продукта (производственный и непроизводственный); на основе отношений собственности.

Взаимодействие производительных сил и производственных отношений подчиняется закону соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Этот закон определяет и развитие данного способа производства, и необходимость замены одного способа производства др.

Источниками и движущими силами развития производства являются потребности людей и следующее за этим общественное разделение труда, обеспечивающее прогрессивное развитие материального производства путем создания новых видов труда, его специализации и кооперации. Между потребностями и производством в обществе устанавливается сложная диалектическая связь, потребности воздействуют на производительные силы опосредованно, через производственные отношения. Активность производственных отношений заключается в том, что они порождают у людей определенные стимулы к деятельности.

1.1 Понятие техники

Понятие «техника» является одним из самых древних и широко распространенное сегодня. До недавнего времени оно применялось для обозначения некоторой неопределенной деятельности или некоторой совокупности материальных образований.

Содержание понятия техники исторически трансформировалось, отражая развитие способов производства и средств труда. Первоначальное значение слова искусство, мастерство – обозначает саму деятельность, ее качественный уровень. Затем понятие техника отражает определенный способ изготовления или обработки. В ремесленном производстве индивидуальное мастерство сменяется совокупностью приемов и методов, передаваемых от поколения к поколению. И, наконец, понятие «техника» переносится на изготовляемые материальные объекты. Это происходит в период развития машинного производства, и техникой называются различные приспособления, обслуживающие производство, а также некоторые продукты такого производства.

Приступая к анализу техники, целесообразно рассмотреть существующие формулировки определения техники и выделить их основные типы. Существует множество определений техники:

Греческое «техне» - ремесло, искусство, мастерство;

Совокупность приемов и правил выполнения чего либо…;

Деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека, которая ведет к переменам в материальном мире;

Система орудий и машин;

Средства труда в широком смысле – все материальные условия, необходимые для того, чтобы процесс производства мог вообще совершаться;

Техника является системой действий, посредством которых человек стремится достичь осуществления внеприродной программы, то есть осуществления самого себя;

Совокупность материальных объектов, производимых обществом;

Совокупность материальных средств целесообразной деятельности людей;

Система искусственных органов деятельности человека;

Собрание механических роботов для выполнения нужной человечеству работы.

В энциклопедическом словаре понятие «техника» определяется в двух значениях: «… совокупность средств, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества». Там же определяется основное ее назначение: «полная или частичная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности». Второе значение слова: «совокупность приемов и правил выполнения чего-либо…».

Приведенные определения техники можно объединить в три основные группы. Их можно представить следующим образом: техника как искусственная материальная система; техника как средство деятельности; техника как определенные способы деятельности.

Первое значение (техника как искусственная материальная система) выделяет одну из сторон существования техники, относя ее к искусственным материальным образованиям. Но не все искусственным материальным образования являются техникой (например, продукты селекционной деятельности, которые обладают естественной структурой). Поэтому сущность техники не исчерпывается подобными определениями, так как не выделяют технику среди других искусственных материальных образований.

Второе значение также является недостаточным. Техника трактуется как средство труда, средство производства, орудия труда и т.д. Иногда техника определяется сразу и как средства, и как орудия. Но это не корректно, так как и то и другое понятия лежат в одной плоскости рассмотрения и средства труда являются более широким понятием по отношению к орудиям труда.

Третье выделенное значение – техника как определенные способы деятельности. Но этой сущности скорее соответствует понятие «технологический процесс», который, в свою очередь, является элементом технологии.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Снеговик: история возникновения символа зимы и нового года Просмотр содержимого документа
 «Презентация Снеговик: история возникновения символа зимы и нового года Просмотр содержимого документа «Презентация "День рождения снеговика"» Заготовительное производство в машиностроении Заготовительное производство в машиностроении Заготовительное производство в машиностроении Заготовительное производство в машиностроении Презентация по физической культуре на тему Презентация по физической культуре на тему