Факторы, влияющие на национальную безопасность. Национальные интересы России в современном мире.ppt - Презентация урока по ОБЖ на тему: "Национальные интересы России в современном мире" (9 класс) Какой же можно сделать вывод из всего вышесказанного

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Национальные интересы определяют:

  • основные направления деятельности личности, общества и государства, которые способствуют укреплению существующего государственного строя в нашей стране и создают условия для благополучной жизни каждой личности и общества в целом;
  • условия безопасной жизнедеятельности личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности (экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др.).

Национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы представляют совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства, следовательно, и обеспечиваться они должны совокупными действиями всех граждан России, индивидуально каждым на своем поле деятельности, всем российским обществом и государством.

Только в оптимальном, гармонично сбалансированном распределении обязанностей и ответственности за соблюдение национальных интересов России может последовать успех в становлении России как великой державы, способной реализовывать свои потенциальные возможности, отпущенные ей природой и обеспеченные деятельностью предшествующих поколений.

Запомните!

Только согласованность взглядов и действий населения и властных структур по соблюдению национальных интересов может обеспечить продвижение нашей страны к общему благополучию. Это единство взглядов и действий каждой личности, общества и государства определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности.

Что же представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?

Интересы личности определяются возможностью каждого гражданина России реализовывать свои конституционные права и свободы в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии как человека и гражданина.

Интересы общества обеспечиваются упрочением демократии, созданием правового социального государства, достижением и поддержанием общественного согласия, духовным обновлением России.

Интересы государства определяются незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической стабильностью, безусловным обеспечением законности и поддержанием правопорядка, развитием равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Это должен знать каждый

Национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят:

  • в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти;
  • в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка;
  • в завершении процесса становления демократичного общества;
  • в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в экономической сфере заключаются в обеспечении:

  • динамично развивающегося производства и рынка;
  • высокого уровня жизни народов России.

Национальные интересы России в духовной сфере заключаются в сохранении и укреплении:

  • нравственных ценностей общества;
  • традиций патриотизма и гуманизма;
  • культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются:

  • в обеспечении суверенитета;
  • в упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира;
  • в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками СНГ и традиционными партнерами России;
  • в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются:

  • в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности;
  • в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников;
  • в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Внимание!

Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Необходимо отметить, что национальные интересы России в современном мире направлены прежде всего на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз природного, техногенного и социального характера во всех сферах их жизнедеятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. утверждена Стратегия национальной безопасности до 2020 г. Она является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению безопасности. Этот документ - основа для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Запомните!

Наиболее полно национальные интересы России можно реализовать при значительном подъеме общей культуры в области безопасности всего населения нашей страны.

Вопросы

  1. Что представляют собой в общем виде национальные интересы России?
  2. Что представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?
  3. В чем заключаются национальные интересы России во внутриполитической, в социальной, международной и военной сферах жизнедеятельности страны?
  4. Являются ли составляющими национальных интересов России мероприятия по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера?
  5. Какое влияние на обеспечение национальных интересов России может оказывать индивидуально каждый человек и в чем это выражается?

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наиболее важной задачей современной педагогики является повышение эффективности и интенсификации учебного процесса. Поэтому в своей работе я использую элементы новых технологий, опираясь на основные принципы дидактики: связи теории с практикой, научности и посильной трудности в обучении, систематичности и последовательности, сознательности и активности, прочности усвоения знаний, совместной учебной деятельности, положительного эмоционального фона, межпредметных связей.

Один из важных принципов дидактики – принцип наглядности в обучении. Это принцип был сформулирован Я.А.Каменским и назван им «золотым правилом»: все, что можно предоставлять чувствам, надо предоставлять чувствам. Требование, чтобы знания формировались на основе собственных наблюдений учащихся, играет положительную роль в развитии процесса обучения.

Принцип наглядности реализуется при условии, если он сочетается со словом и чувственным восприятием.

Используя средства наглядности, необходимо учитывать следующие требования:

  • сложное по содержанию и использованию изображение должно готовиться заранее. Если оно легко выполнимо и доступно для восприятии, то лучше рисовать непосредственно во время объяснения. Это помогает обучаемым следить за рассуждениями педагога и обобщать содержание в целом;
  • перед применением средств наглядности следует продумать порядок и методику их использования;
  • во время демонстрации средств наглядности темп объяснения следует замедлить, чтобы дать возможность обучаемым лучше осмыслить содержание понятия или действия;
  • по ходу занятий руководитель должен обобщить знания, полученные в результате восприятия или действия;
  • на занятиях следует сочетать различные средства наглядности: макеты, муляжи, тренажеры, модели, приборы, оборудованные окопы, траншеи, технику и вооружение;
  • фильмы, предназначенные для демонстрации, предварительно просматриваются, в ходе просмотра следует определить порядок использования фильма: когда и какие пояснения дать к его отдельным эпизодам, на какие фрагменты обратить особое внимание, на какие вопросы должны ответить обучаемые до просмотра фильма и на какие - после его демонстрации.

В учебном процессе я использую весь комплекс средств обучения, но компьютеру отвожу системообразующую роль, что связано с его возможностями:

  • мультимедийного представления учебного материала;
  • моделирования изучаемых явлений в реальном времени;
  • разнообразия видов учебной деятельности, реализуемых компьютерными программами;
  • интерактивностью, т.е. немедленной реакцией на действия учащегося;
  • наличием постоянной обратной связи между учеником, компьютером, и учителем;
  • обращением к удалённым источникам информации (в том числе – Internet).

Использование специального мультипроектора позволяет проецировать изображение на большой экран не только с компьютера, но и видеомагнитофона, видеокамеры. При формировании научных понятий выход на теоретический уровень обобщения обеспечивается сочетанием коллективно – распределенной учебной деятельности с непосредственным взаимодействием учителя со всем классом.

Таким образом, применение ИКТ на уроке рассматривается мной не как самоцель, а:

  • Как источник дополнительной информации по предмету;
  • Как способ повышения интереса к предмету и преподавателю;
  • Как способ самоорганизации учебного труда и самообразования;
  • Как возможность реализации личностно-ориентированного подхода для учителя;
  • Как способ расширения зоны индивидуальной активности и социализации человека.

Проект предназначен для проведения урока ОБЖ в 9-м классе. Урок построен по учебнику А.Т. Смирнова, М., «Просвещение», 2008 г., раздел 1 «Основы безопасности личности, общества и государства», главы 1 «Национальная безопасность России в современном мире».

Технические требования: PowerPoint 2007.

УРОК 2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Презентация к уроку представлена в Приложении 1 .

Учебные вопросы

  1. Национальные интересы России.

Цель

По окончании изучения темы, учащиеся должны иметь представление о месте России в мировом сообществе о значении усилия всех членов общества для достижения высокого уровня всего многонационального народа нашей страны.

Основное содержание урока

  1. Национальные интересы России.
  2. Интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России.
  3. Национальные интересы России во внутриполитической, в социальной, международной и в военных сферах жизнедеятельности страны.
  4. Мероприятия по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера как составляющая национальных интересов России.
  5. Влияние на обеспечение национальных интересов России каждого человека.
  6. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (далее именуется - Концепция) - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Заключение

Повторить основные моменты и проверить, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний

  1. Что представляет собой в общем виде национальные интересы России?
  2. Что представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?
  3. В чем заключаются национальные интересы России во внутриполитической, в социальной, международной и в военных сферах жизнедеятельности страны?
  4. Являются ли составляющими национальных интересов страны мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера?
  5. Какое влияние на обеспечение национальных интересов России может оказывать индивидуально каждый человек и в чем это выражается?

Домашнее задание

Раздел 1, глава 1, параграф 1.

Для эффективного управления развитием национальной экономики в интересах достижения стратегических и ближайших целей социально-экономического прогресса необходима идентификация важнейших факторов и условий обеспечения национальной безопасности.

Факторы – это различные объекты, процессы, явления, оказывающие влияние на какой-либо объект, процесс или явление. Факторы в обобщенном виде представляют собой причины, т.е. движущие силы какого-либо процесса или явления, определяющие их характер в целом или отдельные черты.

Национальная безопасность функционирует и развивается под воздействием вполне определенного набора факторов. Эти факторы по своему проявлению, источнику зарождения и направленности действия на систему могут подразделяться на объективные и субъективные, внешние и внутренние (рис. 6).

Рис. 6. Группы факторов,
влияющих на национальную безопасность страны

Факторы в отличие от условий всегда имеют количественную оценку, характеризующую их положительное или отрицательное воздействие на систему национальной безопасности. Однако дать точную оценку факторам не всегда удается в связи с косвенным влиянием ряда факторов на национальную безопасность.

Под системой факторов национальной безопасности понимается взаимосвязанная в процессе жизнедеятельности совокупность природных, климатических, социальных, политических, экономических, экологических, научно-технических, информационных и других условий, под воздействием которых развиваются все основные процессы в стране (рис. 7).

Часть факторов существует объективно и независимо от социального начала. Это, прежде всего, природные условия и ресурсы, а также зафиксированные на историческом этапе развития страны результаты предшествующей деятельности объектов безопасности с различными качественными и количественными оценками.

В современных условиях развития российского общества можно выделить ряд групп факторов обеспечения национальной безопасности.

Экономические факторы включают трудовые ресурсы, средства и орудия труда (основные производственные фонды), производственную, социальную и рыночную инфраструктуру, уровень жизни населения, конкурентоспособность национальной экономики, стратегические запасы и т.п.

Рис. 7. Внутренние факторы
обеспечения национальной безопасности

Природно-климатические факторы объединяют топливно-энергетические, минерально-сырьевые, лесные, водные, земельные и биологические ресурсы, а также физико-географичес­кие факторы – климатические условия, рельеф, состав почв и т.п.

Факторы, синтезирующие влияние экономических и при­родных условий – формы общественной организации производства, направленность политики государства, совокупность мероприятий и целенаправленных воздействий по сохранению и воспроизводству природных условий и ресурсов, а также элементов экономической системы, обеспечивающих необходимое качество среды обитания человека, производственных процессов добычи и переработки ископаемых.

Социально-политические факторы обусловливают формирование систем расселения, а также выравнивание уровней экономического развития различных субъектов Российской Федерации, решение национальных и культурных задач, охрану здоровья, оборонные задачи и т.п.

Социально-демографические факторы представляют возрастной состав населения, уровень образования, правовой и политической культуры, показатели рождаемости и смертности, плотность и состав населения, заболеваемость населения и т.п.

Этнографические и этнополитические факторы – национальный состав населения, расселение этносов, рождаемость и смертность в различных этносах, культура межнационального общения, степень неравномерности социального, политического и экономического развития этносов.

Информационные факторы – размах и время циркуляции информационных потоков, направленность их движения, эмоциональная окраска информации, способы производства, защищенность тайн и секретов.

Общественно-политические факторы – уровень развития государства, общества, культуры, политических движений и партий, негосударственных институтов и подсистем обеспечения безопасности.

Военно-политические факторы – военная мощь, военный потенциал, военная политика, а также боеготовность Вооруженных Сил, уровень милитаризации и т.п.

Научно-технический прогресс можно рассматривать в качестве комплексного фактора, так как его воздействие распространяется на все перечисленные группы факторов.

Отметим, что три группы факторов – природно-климати­ческие условия, факторы, синтезирующие влияние экономических и природных условий, и уровень научно-технических и технологических достижений в совокупности можно объединить в обширную группу факторов, характеризующих безопасность среды обитания человека (рис. 8).

Рис. 8. Факторы, характеризующие безопасность среды
обитания человека

Природа (среда обитания), как фактор национальной безопасности, может по-разному влиять на безопасность любого государства. Так, например, на национальную безопасность России отрицательно влияет рост загрязненности мест традиционного проживания населения, наблюдающееся потепление климата, низкое качество почв, выпадение из севооборота огромных северных земель.

Опосредованно все эти факторы сказываются на производстве продуктов питания, а также на общем экономическом развитии нашей страны. С другой стороны, среда обитания как территория влечет за собой определенные военно-стратегические последствия. В частности, большая оперативная глубина, а также возможность рассредоточения стратегических объектов «горизонтальной эскалации», уязвимость с нескольких направлений, проблемы с дальней переброской войск таят в себе как положительный, так и отрицательный эквивалент национальной безопасности.

Среду обитания россиян определяют сегодня состояние вод, почв, техногенные воздействия (опасные производства, выбросы, отходы, изъятия), бедствия и катастрофы (стихийные, экологические, промышленные, спровоцированные), космическая деятельность человека, солнечная активность и целый ряд других факторов.

Ежегодно России наносится вред более чем от 30 видов опасных природных процессов и явлений. Статистика чрезвычайных ситуаций, вызванных на территории России опасными природными процессами и явлениями, за ряд последних лет следующая (в процентном соотношении от числа чрезвычайных ситуаций): наводнения – 35%; ураганы, бури, тайфуны, смерчи – 19%; сильные или особо длительные дожди – 14%; землетрясения – 8%; сильные снегопады и метели – 7,5%; оползни, обвалы – 5%; сильные морозы и заморозки в вегетативный период – 3%; лавины – 2,5%; засухи – 2%; гололед, карстовые провалы, подтопления – по 1%; извержения вулканов – менее 1%; прочие – около 5%. Ежегодный экономический ущерб, наносимый природными явлениями, по экспертным оценкам, составляет 4–5 млрд р. По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия занимает 54-е место в мире по размерам ущерба и 57-е место по количеству пострадавших и погибших от стихийных бедствий.

Геополитические факторы безопасности страны объединяют такие факторы, как размеры и освоенность территории, протяженность и состояние государственных границ, а также характер отношений с сопредельными странами и имеющаяся геостратегическая инфраструктура.

В тесной взаимосвязи с географическим положением, размерами территории, состоянием экономики, политическим климатом в российском обществе находятся вопросы национально-го­сударственного устройства и демографической ситуации в стране. От их разрешения и урегулирования зависят внутренняя стабильность и безопасность страны. Население размещено по территории страны крайне неравномерно: основная часть населения проживает в Европейской части, тогда как главные запасы сырьевых и энергетических ресурсов находятся в Сибири и на Дальнем Востоке.

К разряду важнейших факторов национальной безопасности относятся научно-технологические факторы. На национальную безопасность отрицательно влияют неравномерность развития фундаментальных и прикладных, гуманитарных и естественных наук, утечка мозгов за рубеж, низкий уровень расходов на НИОКР в ВВП. Среди факторов, способных негативно влиять на обеспечение научно-технологической безопасности, выделяются следующие: технологическая зависимость от какой-либо страны в стратегически важной для развития российской отрасли экономики; отставание в научно-техническом развитии; отсутствие единой государственной политики научно-технологического развития; недостаточная защита государством национальных технологий; невозможность внедрения передовых технологий мирового уровня; утрата конкурентоспособности национальной техники; неумение использовать в полной мере национальный интеллектуальный потенциал, способности квалифицированного персонала; отсутствие возможностей для использования новых технологий в производстве.

Пожалуйста, переведите сочинение на румынский язык: Каждый человек индивидуален,

каждый человек -личность. И все мы обязательно отличаемся друг от друга - иначе
быть не может. Чем я отличаюсь от других? Характером, внешностью,
поведением, образом жизни, отношением к людям. То есть всем тем, чем мы все
отличаемся друг от друга. Думаю, что в первую очередь я отличаюсь от
остальных своими мыслями. Я имею свою точку зрения и всегда её высказываю.
Думаю, в мире ещё много людей с таким качеством. Я не курю, не употребляю
спиртных напитков и не хожу по клубам. Этим я отличаюсь от большинства ровесников.

Помогите пожалуйста

11.Какие положения характеризуют демократический политический режим?
1) формирование государственной власти на выборной основе;
2) существование единой, общеобязательной идеолог»
3) реализация принципа разделения властей;
4) наличие политической оппозиции, идеологического плюрализма;
5) гарантии прав и свобод человека;
6) наличие гражданского общества;
7) государственная регламентация всех сфер обществен¬ной жизни.
12. Выберите из перечисленных определений государства наиболее точное:
1) государство - это совокупность организаций и учреждений, реализующих функции управления на определенной территории с помощью установленных юридических норм;
2) государство - это система органов и институтов, осуществляющих властные полномочия на основе верховенства права, разделения властей и признания равенства и свободы за всеми участниками общественных отношений;
3) государство - это центральный институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью населения на определенной территории с помощью публичной власти, имеющей обязательный характер;
4) государство - это универсальная система юридических норм, установленная органами политической власти.
13. Выделите основные признаки политической партия:
1) наличие программы деятельности;
2) наличие социальной базы;
3) принцип демократического централизма;
4) наличие организационной структуры;
5) борьба за политическую власть;
6) наличие фиксированного членства.
14. Что входит в структуру политической культуры?
1) политический опыт;
2) политическое поведение;
3) политические символы;
4) политическая социализация;
5) политическое сознание.
15. Что такое «политическая социализация»?
1) воздействие государства на экономику;
2) деятельность партии по завоеванию и реализации власти;
3) прочее приобщение к политическим ценностям;
4) процесс воспитания и образования.
16. Что такое политическая идеология?
1) система политических идей и представлений, отра¬жающих интересы, мировоззрение и идеалы индиви¬дов и социальных групп;
2) устойчивые, некритические, эмоционально окрашен¬ные образы, представления о политических событи¬ях, явлениях и процессах;
3) воздействие индивидов и социальных групп на поли¬тическую систему, ее элементы, а также процесс при¬нятия политических решений.
17. Что такое политический конфликт?
1) противоречие между процессом дифференциации и способностью политической системы к интеграции;
2) противоборство разнонаправленных политических сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия;
3) процесс изменения политической системы, обуслов¬ленный ее внутренними потребностями или внешни¬ми импульсами.
18. Что такое мировая политика?
1) система связей между государствами;
2) взаимодействие различных субъектов политики на международной арене;
3) система межгосударственных отношений;
4) практическая реализация национальных интересов государства.
19. Что такое международные отношения?
1) система экономических, политических, социальных, правовых, военных и культурных связей, возникаю¬щих между субъектами мировой политики;
2) политическая деятельность субъектов мирового политического процесса, направленная на выработку механизмов согласования их интересов;
3) искусство осуществления влияния, манипулирова¬ния или контроля одних социальных групп над другими.
20. Что такое геополитика?
1) метод политологического исследования, основанный на сравнительной характеристике политических си¬стем;
2) политическая концепция международных отношений, изучающая обусловленность политических процес¬сов территориально-пространственными и экономи¬ко-географическими факторами;
3) политическая концепция, использующая экологичес¬кий императив в глобальных международных процессах.

помогите перевести на татарский: Мой самый дорогой человек, мама. …. Мама дала мне первые жизненные уроки о том, как важен настоящий друг, что его

нельзя оставлять в беде, что нужно с уважением относиться к старшим и всегда помогать младшим. Когда мамина теплая ладонь касается меня, все неприятности и огорчения уходят, словно она отодвигает их от меня рукой. В руках моей мамы есть волшебная сила: стоит ей лишь приложить ладонь, становится легче, отступает боль, приходит умиротворение и спокойствие, крепкий сон. А, проснувшись, я, не помню о том, что меня беспокоило. Когда я болею, меня всегда лечит мама, она не спит ночами и проводит это время у моей постели и очень беспокоится за меня. Она – работает на заводе у нее очень тяжелая работа. Я вижу, как она сильно устает, но никогда не жалуется. После работы у нее хватает сил делать домашние дела: готовить, стирать, убираться и многое другое. Она всегда старается сделать всем что-то приятное, хорошее. … Я стараюсь не огорчать ее, решать некоторые проблемы сам, ведь ей и так трудно. Подойду к маме, обниму, скажу теплые слова и увижу глаза такие добрые и счастливые. Благодарные дети - это лучшая награда для наших мам. Они все отдадут за то, чтобы мы были настоящими людьми. Я люблю свою маму. Я счастлив, что у меня есть мама. Вижу ее каждый день, люблю ее, помогаю. …Мою маму зовут Раиса. Она, как считаю я, самая лучшая на планете.! Я люблю ее всей душой. Люблю ее за то, что она есть, за ее доброту, ласку, нежность, заботу, строгость…. Люблю просто подойти к ней, обнять и поцеловать. Сколько бы тебе не было лет, пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к маме, тем радостнее и светлее жизнь. Как приятно, когда мама просто так подойдет, погладит по голове, и захочется на весь мир закричать « Я люблю тебя, мама, я хочу, чтобы это длилось вечно!... Мама- это солнце, озаряющее нашу жизнь светом, теплотой, любовью, нежностью, лаской. Надо всегда беречь и ценить ее,потому что никто на свете не сможет заменить мою маму!

Ассистент кафедры международного права РУДН кандидат юридических наук

Аннотация:

В статьи рассматривается влияние коррупции на защиту и обеспечение прав человека. Она нарушает достоинство человека, равенство между людьми в обществе. В результате исследования были предложены ряд мер противодействии коррупции.

Ключевые слова:

Коррупция, права человека, противодействие коррупции, международные меры противодействия коррупции, национальные меры противодействия коррупции.

Коррупция представляет собой одно из разрушительных явлений, которое наносит колоссальный ущерб всему миру. От последствий коррупции страдают не только государства и общество как социальные структуры, но и сам человек как центральное звено данной организации. Таким образом, коррупция нарушает фактически все основные права человека, особенно когда речь идет о равной защите и обеспечении основных прав человека. Сложность коррупции как социального явления выражается в различных формах её проявления и мерах по её пресечению. Коррупция как социальное зло многогранно, поэтому не имеет единого определения, которое можно встретить в тех или иных нормативных документах. Понятие термина «коррупция» определяется различными факторами: развитием общества, появлением новых способов совершения коррупционных действий и т.д. Предложенные подходы к определению коррупции и мер её пресечения можно встретить в различных международных, региональных и национальных нормативных актах, таких, как Конвенция ООН против коррупции, Межамериканская конвенция о борьбе с коррупцией, Конвенция о борьбе с коррупцией должностных лиц Европейских Сообществ или должностных лиц государств, Конвенция Африканского Союза о предупреждении коррупции и борьбе с ней и т.п. Конвенция ООН против коррупции 2003 года устанавливает следующие цели и понятия. Цели настоящей Конвенции заключаются в следующем: а) содействие принятию и укрепление мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней; б) поощрение, облегчение и поддержка международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней, в том числе принятии мер по возвращению активов; в) поощрение честности и неподкупности, ответственности, а также надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом. В соответствии целями настоящей Конвенции: а) «публичное должностное лицо» означает: 1) любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе Государства-участника на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица; 2) любое другое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве Государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого Государства-участника; 3) любое другое лицо, определяемое в качестве «публичного должностного лица» во внутреннем законодательстве Государства-участника. Тем не менее, для целей принятия некоторых конкретных мер, предусмотренных главой II настоящей Конвенции, «публичное должностное лицо» может означать любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве Государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого Государства-участника; б) «иностранное публичное должностное лицо» означает любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; в) «должностное лицо публичной международной организации» означает международного гражданского служащего или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени; г) «имущество» означает любые активы, будь то материальные или нематериальные, движимые или недвижимые, выраженные в вещах или в правах, а также юридические документы или акты, подтверждающие право собственности на такие активы или интерес в них; д) «доходы от преступления» означают любое имущество, приобретенное или полученное, прямо или косвенно, в результате совершения какого-либо преступления; е) «приостановление операций (замораживание)» или «арест» означают временное запрещение передачи, преобразования, отчуждения или передвижения имущества, или временное вступление во владение таким имуществом, или временное осуществление контроля над ним по постановлению суда или другого компетентного органа; ж) «конфискация» означает окончательное лишение имущества по постановлению суда или другого компетентного органа; з) «основное правонарушение» означает любое правонарушение, в результате которого были получены доходы, в отношении которых могут быть совершены указанные в статье 23 настоящей Конвенции деяния, образующие состав преступления; и) «контролируемая поставка» означает метод, при котором допускается вывоз, провоз или ввоз на территорию одного или нескольких государств незаконных или вызывающих подозрение партий груза с ведома и под надзором их компетентных органов в целях расследования какого-либо преступления и выявления лиц, участвующих в совершении этого преступления. Конвенция Африканского Союза от 11 июля 2003 года определяет коррупцию как действия и практику, включив нарушения подобного рода, запрещенные настоящей Конвенцией. Подобные действия понимаются как прямые или косвенные действия государственных должностных лиц или иных лиц, направленные на запрос или согласие для себя или кого-либо от третьих лиц любой материал в виде денежной ценности и выгоды, таких, как подарки, преимущества, обещание в совершении или воздержании от совершения какого-либо действия при выполнении возложенных на них служебных обязанностей. К подобным действиям также относятся предложение или предоставление чего-либо, действие или бездействие, ложное обогащение, нецелевое расходование государственных средств или средств иных учреждений теми же лицами или частными лицами. Федеральный Закон РФ № 4823 от 2008 г дает следующее определение коррупции: «Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица». Анализ данных подходов к определению коррупции приводит к следующим выводам: 1) коррупция есть противоправное деяние; 2) под термином «лицо» понимается любой человек, занимающий государственную или частную должность, или третье заинтересованное лицо в совершении противоправного деяния; 3) «должность», или «служба», означает любую поверенную функцию лицу, совершившему противоправное деяние; 4) предметом посягательства являются любые государственные, общественные или частные имущественные и неимущественные блага, поверенный в виде функции лицу, совершившему противоправное деяние; 5) меры пресечения – это меры внутреннего и международного воздействия. Учитывая все вышесказанное, можно дать следующее определение: «коррупция – это противоправное деяние, совершённое лицом, выполнявшим или не выполнявшим определенные обязанности, направленное на посягательство на те или иные блага, для пресечения которых требуются меры внутреннего или международного характера воздействия». Данное определение не претендует на полноту, поскольку не учитывает всю сложность данного феномена как социального явления, которое постоянно меняется с развитием общества. Меры внутреннего и международного характера представляют собой все необходимые экономические, социальные, культурные, правовые и др. средства, необходимые для пресечения коррупции. Другая сложность, возникающая при определении понятия коррупционного противоправного деяния, заключается в её системности. Коррупция всегда включается в системное мышление или действие, так как она требует многоплановости подготовки или цепочного взаимодействия между двумя или несколькими лицами. Однако вне зависимости от сложности определения, системности коррупционного противоправного деяния оно всегда наносит ущерб обществу и в отдельности нарушает права каждого индивида, особенно когда речь идет о равном доступе к определенным правам человека и о невозможности обеспечить их достойную защиту. С одной стороны, коррупция, как уже отмечено, проявляется в различных формах и имеет серьезные отрицательные последствия. Она встречается фактически в повседневной жизни: в образовательном процессе, при вступлении в должность и пр., а что самое страшное ‑ подрывает сам общественный строй и угрожает самому существованию государства. Если рассматривать проявление коррупцию при вступления в должность, то отмечается, например, предпочтение родственникам или близким лицам при устройстве на государственные должности. Это препятствует равному доступу многих граждан, не имеющих родственников, высокопоставленных лиц, и не имеющих достаточных финансовых средств для доступа к работе своей мечты. Зачастую конкурсы на поступление на государственную должность проводятся не на равной основе и по компетентности нарушают принцип равенства всех граждан перед законом. Международный билль о правах человека гарантирует право каждого на равный доступ к государственным делам. В соответствии с пунктом «а» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах каждый имеет право принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей. Каждому человеку также должна быть гарантирована одинаковая для всех возможность продвижения по службе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации (ст. 7, п. с. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах). Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. С другой стороны, надо отметить, что коррупция в самой страшной форме приводит к организованной преступности, способной довести до свержения государственного устройства или отсутствия стабильности в стране. Подобные явления можно наблюдать в некоторых африканских, латиноамериканских и азиатских странах, где государства не в состоянии контролировать ситуацию, что приводит к массовым и грубым нарушениям прав человека. В качестве примера можно привести такие страны, как Колумбия, Мексика и др., где наркокартели ежегодно лишают жизни десятки тысяч людей, что является грубым нарушением – лишением права на жизнь. В Гвинее-Бисау организованная преступность, связанная с коррупционными действиями, во главе с «наркодиллерами» также постоянно приводит к государственным переворотам, создавая ситуации, близкие к гуманитарной катастрофе. Таким образом, нужно отметить что: ‑ коррупция всегда посягает на государственную и общественную стабильность и интересы и, следовательно, на интересы каждого индивида; ‑ коррупцией пользуются должностные лица, как публичные, так и частные, для достижения своих корыстных интересов в ущерб интересам иных граждан; ‑ совершение коррупционных действий приводит к удовлетворению личных интересов или интересов своих близких лиц. Коррупция нарушает не только нравственность общества, но и принцип всеобщего уважения прав человека, особенно принцип равенства всех перед законом, принцип равноправного и добровольного участия каждого гражданина в государственном управлении и т.д. Все вышесказанное подтверждает посягательство коррупции на основные права человека, закрепленные как на национальном, так и на международном уровне. В этой связи меры противодействия коррупции заключаются не только во внутреннем правовом и ином воздействии, но и в активном участии общественности, в международном сотрудничестве. Проанализировав существующие международные и национальные нормы по противодействию коррупции, можно отметить, что предложено большое количество мер экономического, социального правового, политического характера, которые, однако, не оказываются настолько эффективными, насколько хотелось бы. В этой связи нужно акцентировать внимание на следующих некоторых мерах. Во-первых, государство должно обеспечивать всем достойный уровень жизни, ликвидируя крайнюю нищету, выплачивая справедливую заработную плату, как отмечается в положениях различных документов по противодействию коррупции. Глава 2 Конвенции ООН против коррупции посвящена мерам по предупреждению коррупции. Среди указанных мер можно отметить обозначенные в ст. 7 п.1. (подпункт с), где говорится о том, что государства должны способствовать выплате надлежащего вознаграждения и установлению справедливых окладов с учетом уровня экономического развития государства. Данное предложение имеет существенное значение, так как статистика показывает, что в странах, где достаточно высокий уровень жизни, вероятность коррупции невелика. Вторая мера, которая, с нашей точки зрения, является принципиально важной, однако не упоминается в известных нам документах, состоит в том, что государства должны в соответствии со своими основополагающими принципами правовой системы сдерживать инфляцию для того, чтобы заработная плата соответствовала в действительности прожиточному минимуму. Последний мировой финансовой кризис как раз показал, что государство остаётся главной опорой и регулятором финансовой устойчивости страны. Третья немаловажная мера – это мобильность госслужащих, должностных лиц внутри государства, включая альтернанс в государственном управлении. Опыт показывает, что отсутствие мобильности и альтернанса всегда приводит к установлению такой системы управления, в которой создаются условия безнаказанности. Альтернанс и мобильность позволяют проводить своевременную проверку и выявлять недостатки. В-четвертых, важным является средством борьбы с коррупцией административная мера. Она заключается в передаче набор кадров на должность в частные структуры осуществляющие конкурсный отбор. При этом кандидаты должны быть наделены правом подачи апелляции в соответствующие органы, если его отстранение от конкурса не обосновано. Коррупция представляет собой сложное противоправное социальное деяние, выявление которого чрезвычайно сложно. Пресечение коррупции требует применение особых мер воздействия как внутреннего, так и международного характера. Коррупция, в какой форме бы она ни проявлялась, всегда наносит ущерб обществу. Коррупция не предоставляет равноправный доступ к общественным и государственным делами и управление ими, а также угрожает стабильности страны, подрывает основы государственного строя, подвергая опасности жизни людей, т.е. нарушает право на равную защиту и обеспечение прав человека. ЛИТЕРАТУРА Статья 1, 2 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 одобрена резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи. Статья 1, 4 Конвенции для предупреждения и противодействия коррупции, принятой на 2 ординарной сессии АС 11 июля 2003 г. в Мапуто. Статья 1 ФЗ № 4823 от 2008 Об основных принципах противодействия коррупции, правовых и организационных основах предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизациях и (или) ликвидациях последствий коррупционных правонарушений. Ст. 1 Всеобщей декларации права человека 10 декабря 1948 г.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Конспект занятия «Перелетные птицы Конспект занятия «Перелетные птицы Гарантия, качество продукции Мы гарантируем высокое качество продукции Гарантия, качество продукции Мы гарантируем высокое качество продукции Квалификация техник какой разряд Что означает квалификация техник Квалификация техник какой разряд Что означает квалификация техник