Материалы к уроку "древние образы в современных народных игрушках". { Древние образы в современных народных игрушках В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов. Приземистые фигурки людей и живот

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Цель : знакомство с древней русской игрушкой, формирование навыков работы с пластическим материалом, развитие интереса и любьви детей к народной игрушке.

Задачи: научить лепить из целого куска пластилина, привить навыки работы над объемной формой, учить видеть и передавать характерные пропорции игрушек.

Оборудование и материалы к уроку : глиняные игрушки. учебные таблицы «Дымковская, филимоновская. абашевская и др игрушки»,презентация, художественные материалы.
1. Организационный момент.

Организация рабочего места, учащиеся рассаживаются по группам.
2. Актуализация опорных знаний.

- Мы познакомились с древними образами, наполняющими радостью жизнь русских людей. Назовите предметы, украшаемые древними образами.


- Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта?


3. Формирование новых знаний.


Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с давних времен и существующая до сих пор, игрушечных дел мастер.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.
В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые вам: конь, птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции.

(слайд №1)

Форма игрушек очень пластичная и обобщенная, но все же в разных местах необъятной России художники оригинально подходили к созданию ее образа.

Мы с ребятами из поисковых групп готовились к этому уроку и составили презентацию, которую вы увидите на экране. Поисковые группы выступят с сообщениями (приложение №1, слайд №3).

Ответы учащихся дополняются учителем.

    Д ымковская игрушка (выступление первой поисковой группы).

(слайды №4-14)

Лепили эту игрушку в дымковской слободе, которая располагалась в окрестностях города Вятки, затем переименованного в Киров, где теперь и находится фабрика по производству дымковской игрушки. И называют ее люди по-разному - то дымковская, то вятская, то кировская.


По преданию, промысел возник в связи с древним праздником Свистунья - гулянием на берегу реки Вятки, для чего и делали длинными зимними вечерами глиняные свистульки.

Лепили и фигурки барынь-щеголих, водоносок, кормилиц, нянек с детьми, доярок, птичниц. Барыни изображались с зонтиком, с собачкой, с муфтой. Характерны сюжетные изображения - народные гулянья, праздники, дамы с кавалерами, всадники, большая семья, карусель. Также создавались животные-свистульки, собачки, сопровождающие барынь, скоморох на свинье, доярка с коровой, птичница с утятами и неповторимые образы коней, козлов, баранов, оленей. Если изображали козла или барана, то с большими рогами и на ногах оборочки-штанишки. Излюбленными образами являлись сказочные, необычные, незабываемые индюки с расписными хвостами, петухи Характерный образ русского народного искусства - медведь: медведь с вожаком, медведь-охотник.


Лепят эти фигурки из красной глины, они имеют обобщенную статичную форму, традиционную для дымковской игрушки, но у каждой мастерицы свое видение, свой почерк.


После обжига все фигурки покрываются белым цветом, Когда набирается много игрушек, начинают их расписывать.

Геометрический орнамент состоит из широких и тонких полос, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов. Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Мелкие элементы украшают крупные кольца, круги, полосы - или рассыпаются между ними - точки, черточки, тонкие линии.


Все фигурки как будто одеты в яркую ткань. Орнамент ритмичный, четко прослеживается чередование полос, кругов, колец. Часто используется клетчатая основа, которая заполняется одинаковыми элементами - кругами, овалами или кольцами. Наиболее характерно украшение кольцами, расположенными рядами, в шахматном порядке или свободно.


Особенно характерен образ индюка с большим, распущенным, как у павлина, хвостом. Края и середина хвоста украшенью кольцами и кругами, грудь и крылья выделены узором.

Дымковская игрушка - самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек. Ее белый цвет подчеркивает красоту и яркость узора. Такой праздничности узора дымковские мастерицы добились благодаря контрастному сочетанию цветов (красный - зеленый, синий - оранжевый или желтый). Остается много незаполненного пространства белого цвета, поэтому узор кажется легче, светлее, наряднее. Роспись веселая, жизнерадостная.


Почти в каждой игрушке присутствует и черный цвет (рога, копыта у животных, украшения из точек, черточек, подчеркивающие яркость крупных элементов узора - колец, кругов, полос, горошинки, рассыпанные между ними).


Очень любят дымковские мастерицы украшать игрушки золотом, наклеивая кусочки на шляпу, муфту барыни, на фигурки животных, птиц.


У каждой дымковской мастерицы свои любимые образы, свои сочетания цветов, но все строго сохраняют традиции древнего промысла.

Рассматривание выставки из наглядного материала на доске.

    Филимоновские игрушки (выступление второй группы).

(на экране слайды №14-17)

Это яркая веселая игрушка-свистулька, которую как забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново Тульской области. Персонажи игрушек многообразны; фигурки нарядных барынь и солдат, всадников, животных - оленей, баранов, коров, коней, птиц. В отличие от других глиняных игрушек филимоновская имеет удлиненные пропорции фигурок с небольшой головкой.


Игрушки в основном крупные, но бывают и очень миниатюрные. Загадочные барыни в длинных юбках, изящные, стройные, прогуливаются с зонтиком, е ребенком или с птицей-свистулькой, танцуют с кавалером. Образы обобщенные: широкая юбка, тонкая талия, узкие плечи, округлые руки, маленькая головка конусообразной формы, которая сливается с манерной маленькой шляпкой. Тщательно выполнены налепом серьги. Часто создаются сюжетные композиции; «Солдат кормит курицу», «Доярка с коровой», «Жених и невеста», «Медведь смотрится в зеркало» и др.


У животных-свистулек выделяются уши, у барана рога - круглые завитки, свернутые калачом, у коровы большие рога, крупным месяцем загнутые вверх, у оленя - деревцем. Это отличает одно животное от другого. В остальном фигурки коней, козлов, собак одинаковые: перехваченное в талии туловище, переходящее в длинную шею с маленькой головкой, - то ли это животные, то ли люди ряженые.


Глина пластичная, жирная, быстро сохнет и покрывается трещинами, которые заглаживают влажной рукой, постепенно вытягивая туловище фигурки.


Роспись похожа на скоропись: быстрые неровные линии, штрихи разной толщины и интенсивности цвета, сохраняющие движение руки. Лица барынь и кавалеров изображаются точками, штрихами.

В украшении фигурок используются геометрические элементы: штрихи, крестики, точки, пятна, круги, треугольники, а также веточки, звездчатые розетки.


Роспись яркая, звучная Узор пишут как бы в шутку. Белый цвет глины после обжига используется как фон. Сплошная окраска кофты барыни, солдата, птицы чередуется с цветными полосами. Яркими мазками оттеняются рога животных. Белое сочетается с малиновым, зеленым, желтым, реже с синим и фиолетовым. для прочности и блеска окрашенные места обмазываются белком. Игрушки добрые, веселые.

    Каргопольская игрушка (выступление третьей группы).

(на экране слайды №18-20)


Раньше эту игрушку лепили в селе Гриневе, а теперь в городе Каргополе Архангельской области находится предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры».


Каждый гончар делал игрушку для своей детворы. Игрушка выразительная, интересная, крестьянская, передает народный быт Русского Севера. В ней сохранилось что-то от древних идолов.


Это по-крестьянски коренастые фигурки людей, а также фигурки, изображающие животных, птиц. Женские фигурки с ребенком на руках, с корзинкой, птицей, занятые хозяйственными заботами. На них широкие юбки, кофты с крупными пуговицами-налепами, разнообразные головные уборы-кокошники или шляпки, на шее бусы. Это барыня, крестьянка, кормилица в старинном наряде.


Мужики с окладистой бородой изображены в длинных кафтанах, украшенных большими пуговицами, на голове шапочка или картуз. Каждый изображен в действии: заняты работой (плетут лапти), идут с лукошком, играют на гармошке, сидят в кресле.


Изображение животных типично для народной игрушки - это конь, корова, олень, баран, козел, собака с костью в зубах, заяц с морковкой, медведь - хозяин леса.

Самый загадочный образ - Полкан, могучий богатырь с туловищем коня (кентавр).


Сюжетные композиции отображают сцены из деревенской жизни: посиделки, катание в лодке, танцующие пары, кадриль, сельский праздник и др..


Лепят игрушки из красной глины: сначала делают верхнюю часть туловища и крупную голову на толстой шее, затем торс соединяют с ногами в мужской фигуре или с юбкой - в женской, потом прилепляют руки, головные уборы и разные предметы. Места соединения сглаживают, и фигурки приобретают монолитность.


После обжига в печи и побелки фигурки раскрашивают.

Цветовая гамма приглушенная, северная, для росписи характерны неяркие цвета - серый, розовый, зеленый, сиренево-синий, бирюзовый, коричневый, желтый, оранжевый, красный, гамма сдержанная.


Геометрический орнамент состоит из прямых и косых крестов, поперечных полос, штрихов, концентрированных овалов, пятен, зубцов, которые ритмично наносятся на поверхность игрушки. Это не просто узор, а символические знаки, древние следы культа солнца и земли. Фигурки-каргополки как будто позируют в молчаливой важности.

Рассматривание выставки из наглядного материала.

Работа по учебнику (стр 66-75) .Ученики рассматривают фотографии по теме урока и определяются с выбором игрушки которую они будут лепить

IY. Физминутка.

V . Закрепление пройденного материала.

На экране появляется таблица, которую учащиеся заполняют своими ответами.

(на экране слайд № 21)

Выступление учителя.

Ребята, на экране и на столе вы видите еще несколько разновидностей игрушек. Подготовьте рефераты. Это и будет вашим домашним заданием.

(на экране слайд № 22)

В настоящее время в такие игрушки не играют. Их производят как сувениры.

Шеморданская глиняная игрушка производится в пос. Шеморданы, Кукморского района, в соответствии с традициями татарских народных промыслов. Изделия выполняются исключительно вручную в форме мелкой пластики.

(на экране слайды № 23-24)

Актюбинские игрушки. В Азнакаевком районе в пос. Актюба налажено производство изделий из глины: национальные игрушки-сувениры. На сегодняшний день коллекция актюбинской игрушки содержит более 500 сюжетных композиций.

(на экране слайды №25-26)

Как вы думаете, существует ли производство игрушек сувениров в Сергиево – Посадском районе?

Да, конечно, в нашем районе также существует производство игрушек-сувениров. Это: богородская деревянная игрушка, сергиево -посадская матрёшка.

VI. Задание:

Создать из пластилина свой образ игрушки, руководствуясь предложенным рядом предметов, сохраняя традиции промысла,

Учитель знакомит учащихся с методами лепки. Для удобства работы раздает на каждую парту таблицы с различными методами лепки.

(на экране слайды № 28-31)

Материалы:

пластилин, грунтовка (водоэмульсионная краска) или белая гуашь, полимерный флакон для основы.

VII. Повторение.

Для закрепления и повторения полученных знаний составим синквейн.

1. Одним словом назовите тему урока (имя существительное)

игрушка.

2. Двумя словами охарактеризуйте игрушку (2 прилагательных)

народная, русская, красивая, древняя.

3. Опиши действие в рамках данной темы (3 глагола)

обучает, символизирует, радует.

4. Определи отношение к теме фразой из 4-х слов

игрушка это творение человека.

5. Повторение (одним словом)

игрушка-сувенир.

VIII. Анализ работ.

IХ. Домашнее задание.

Список использованной литературы

1.Н. А. Горяева Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского - М.: Просвещение, 2008 2.Н. М. Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе»: учебное пособие для студ.высш.учебн.заведений.-2-у издание., -М.: Издательский центр «Академия», 2003 3.Каталог изделий народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства Республики Татарстан, 2002 4.Дымковская игрушка, Издательство «Мозаика - синтез». 5.Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2000
6


Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках».

Урок разработал: учитель изобразительного искусства
Мунадиева Эльмира Яхъевна

МАОУ «Базарно–Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

Цель: знакомство с древней русской игрушкой, формирование навыков работы с пластическим материалом, развить интерес и любовь детей к народной игрушке.

Задачи: научить лепить из целого куска пластилина, привить навыки работы над объемной формой, учить видеть и передавать характерные пропорции игрушек.

1. Организационный момент.
Организация рабочего места, учащиеся рассаживаются по группам.

2. Актуализация опорных знаний.

Мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей. Назовите предметы, украшаемые древними образами.

Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта?

3. Формирование новых знаний.

Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с давних времен и существующая до сих пор, игрушечных дел мастер.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.
В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые вам: конь, птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции.
(слайд №1)

Форма игрушек очень пластичная и обобщенная, но все же в разных местах необъятной России художники оригинально подходили к созданию ее образа.

Запишите ребята тему урока.

Учащиеся записывают тему урока (слайд № 2)

Мы с ребятами из поисковых групп готовились к этому уроку и составили презентацию, которую вы увидите на экране. Поисковые группы выступят с сообщениями. А вы должны будете заполнить таблицу в альбомах, которую вы видите на экране (приложение №1, слайд №3).

Ответы учащихся дополняются учителем.

1. Дымковская игрушка (выступление первой поисковой группы).

(слайды №4-14)

Лепили эту игрушку в дымковской слободе, которая располагалась в окрестностях города Вятки, затем переименованного в Киров, где теперь и находится фабрика по производству дымковской игрушки. И называют ее люди по-разному - то дымковская, то вятская, то кировская.

По преданию, промысел возник в связи с древним праздником Свистунья - гулянием на берегу реки Вятки, для чего и делали длинными зимними вечерами глиняные свистульки.

Лепили и фигурки барынь-щеголих, водоносок, кормилиц, нянек с детьми, доярок, птичниц. Барыни изображались с зонтиком, с собачкой, с муфтой. Характерны сюжетные изображения - народные гулянья, праздники, дамы с кавалерами, всадники, большая семья, карусель. Также создавались животные-свистульки, собачки, сопровождающие барынь, скоморох на свинье, доярка с коровой, птичница с утятами и неповторимые образы коней, козлов, баранов, оленей. Если изображали козла или барана, то с большими рогами и на ногах оборочки-штанишки. Излюбленными образами являлись сказочные, необычные, незабываемые индюки с расписными хвостами, петухи Характерный образ русского народного искусства - медведь: медведь с вожаком, медведь-охотник.

Лепят эти фигурки из красной глины, они имеют обобщенную статичную форму, традиционную для дымковской игрушки, но у каждой мастерицы свое видение, свой почерк.

После обжига все фигурки покрываются белым цветом, Когда набирается много игрушек, начинают их расписывать.

Геометрический орнамент состоит из широких и тонких полос, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов. Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Мелкие элементы украшают крупные кольца, круги, полосы - или рассыпаются между ними - точки, черточки, тонкие линии.

Все фигурки как будто одеты в яркую ткань. Орнамент ритмичный, четко прослеживается чередование полос, кругов, колец. Часто используется клетчатая основа, которая заполняется одинаковыми элементами - кругами, овалами или кольцами. Наиболее характерно украшение кольцами, расположенными рядами, в шахматном порядке или свободно.

Особенно характерен образ индюка с большим, распущенным, как у павлина, хвостом. Края и середина хвоста украшенью кольцами и кругами, грудь и крылья выделены узором.

Дымковская игрушка - самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек. Ее белый цвет подчеркивает красоту и яркость узора. Такой праздничности узора дымковские мастерицы добились благодаря контрастному сочетанию цветов (красный - зеленый, синий - оранжевый или желтый). Остается много незаполненного пространства белого цвета, поэтому узор кажется легче, светлее, наряднее. Роспись веселая, жизнерадостная.

Почти в каждой игрушке присутствует и черный цвет (рога, копыта у животных, украшения из точек, черточек, подчеркивающие яркость крупных элементов узора - колец, кругов, полос, горошинки, рассыпанные между ними).

Очень любят дымковские мастерицы украшать игрушки золотом, наклеивая кусочки на шляпу, муфту барыни, на фигурки животных, птиц.

У каждой дымковской мастерицы свои любимые образы, свои сочетания цветов, но все строго сохраняют традиции древнего промысла.

2. Филимоновские игрушки (выступление второй группы).

(на экране слайды №14-17)

Это яркая веселая игрушка-свистулька, которую как забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново Тульской области. Персонажи игрушек многообразны; фигурки нарядных барынь и солдат, всадников, животных - оленей, баранов, коров, коней, птиц. В отличие от других глиняных игрушек филимоновская имеет удлиненные пропорции фигурок с небольшой головкой.

Игрушки в основном крупные, но бывают и очень миниатюрные. Загадочные барыни в длинных юбках, изящные, стройные, прогуливаются с зонтиком, е ребенком или с птицей-свистулькой, танцуют с кавалером. Образы обобщенные: широкая юбка, тонкая талия, узкие плечи, округлые руки, маленькая головка конусообразной формы, которая сливается с манерной маленькой шляпкой. Тщательно выполнены налепом серьги. Часто создаются сюжетные композиции; «Солдат кормит курицу», «Доярка с коровой», «Жених и невеста», «Медведь смотрится в зеркало» и др.

У животных-свистулек выделяются уши, у барана рога - круглые завитки, свернутые калачом, у коровы большие рога, крупным месяцем загнутые вверх, у оленя - деревцем. Это отличает одно животное от другого. В остальном фигурки коней, козлов, собак одинаковые: перехваченное в талии туловище, переходящее в длинную шею с маленькой головкой, - то ли это животные, то ли люди ряженые.

Глина пластичная, жирная, быстро сохнет и покрывается трещинами, которые заглаживают влажной рукой, постепенно вытягивая туловище фигурки.

Роспись похожа на скоропись: быстрые неровные линии, штрихи разной толщины и интенсивности цвета, сохраняющие движение руки. Лица барынь и кавалеров изображаются точками, штрихами.

В украшении фигурок используются геометрические элементы: штрихи, крестики, точки, пятна, круги, треугольники, а также веточки, звездчатые розетки.

Роспись яркая, звучная Узор пишут как бы в шутку. Белый цвет глины после обжига используется как фон. Сплошная окраска кофты барыни, солдата, птицы чередуется с цветными полосами. Яркими мазками оттеняются рога животных. Белое сочетается с малиновым, зеленым, желтым, реже с синим и фиолетовым. для прочности и блеска окрашенные места обмазываются белком. Игрушки добрые, веселые.

3. Каргопольская игрушка (выступление третьей группы).

(на экране слайды №18-20)

Раньше эту игрушку лепили в селе Гриневе, а теперь в городе Каргополе Архангельской области находится предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры».

Каждый гончар делал игрушку для своей детворы. Игрушка выразительная, интересная, крестьянская, передает народный быт Русского Севера. В ней сохранилось что-то от древних идолов.

Это по-крестьянски коренастые фигурки людей, а также фигурки, изображающие животных, птиц. Женские фигурки с ребенком на руках, с корзинкой, птицей, занятые хозяйственными заботами. На них широкие юбки, кофты с крупными пуговицами-налепами, разнообразные головные уборы-кокошники или шляпки, на шее бусы. Это барыня, крестьянка, кормилица в старинном наряде.

Мужики с окладистой бородой изображены в длинных кафтанах, украшенных большими пуговицами, на голове шапочка или картуз. Каждый изображен в действии: заняты работой (плетут лапти), идут с лукошком, играют на гармошке, сидят в кресле.

Изображение животных типично для народной игрушки - это конь, корова, олень, баран, козел, собака с костью в зубах, заяц с морковкой, медведь - хозяин леса.
Самый загадочный образ - Полкан, могучий богатырь с туловищем коня (кентавр).

Сюжетные композиции отображают сцены из деревенской жизни: посиделки, катание в лодке, танцующие пары, кадриль, сельский праздник и др..

Лепят игрушки из красной глины: сначала делают верхнюю часть туловища и крупную голову на толстой шее, затем торс соединяют с ногами в мужской фигуре или с юбкой - в женской, потом прилепляют руки, головные уборы и разные предметы. Места соединения сглаживают, и фигурки приобретают монолитность.

После обжига в печи и побелки фигурки раскрашивают.

Цветовая гамма приглушенная, северная, для росписи характерны неяркие цвета - серый, розовый, зеленый, сиренево-синий, бирюзовый, коричневый, желтый, оранжевый, красный, гамма сдержанная.

Геометрический орнамент состоит из прямых и косых крестов, поперечных полос, штрихов, концентрированных овалов, пятен, зубцов, которые ритмично наносятся на поверхность игрушки. Это не просто узор, а символические знаки, древние следы культа солнца и земли. Фигурки-каргополки как будто позируют в молчаливой важности.

IV. Закрепление пройденного материала.

На экране появляется таблица, которую учащиеся заполняют своими ответами.

(на экране слайд № 21)

Выступление учителя.

Ребята, на экране вы видите еще несколько разновидностей игрушек. Подготовьте рефераты. Это и будет вашим домашним заданием.

(на экране слайд № 22)

В настоящее время в такие игрушки не играют. Их производят как сувениры.

Как вы думаете, существует ли производство игрушек сувениров в Татарстане?

Да, конечно, в Татарстане также существует производство игрушек-сувениров.

Шеморданская глиняная игрушка производится в пос. Шеморданы, Кукморского района, в соответствии с традициями татарских народных промыслов. Изделия выполняются исключительно вручную в форме мелкой пластики.

(на экране слайды № 23-24)

Актюбинские игрушки. В Азнакаевком районе в пос. Актюба налажено производство изделий из глины: национальные игрушки-сувениры. На сегодняшний день коллекция актюбинской игрушки содержит более 500 сюжетных композиций.
(на экране слайды №25-26)

V. Задание:

Создать из пластилина свой образ игрушки, руководствуясь предложенным рядом предметов, сохраняя традиции промысла,

Учитель знакомит учащихся с методами лепки. Для удобства работы раздает на каждую парту таблицы с различными методами лепки.

(на экране слайды № 28-31)

Материалы:

пластилин, грунтовка (водоэмульсионная краска), стеклянный флакон для основы.

VI. Повторение.

Для закрепления и повторения полученных знаний составим синквейн.

1. Одним словом назовите тему урока (имя существительное)
игрушка.

2. Двумя словами охарактеризуйте игрушку (2 прилагательных)
народная, русская, красивая, древняя.

3. Опиши действие в рамках данной темы (3 глагола)
обучает, символизирует, радует.

4. Определи отношение к теме фразой из 4-х слов
игрушка это творение человека.

5. Повторение (одним словом)
игрушка-сувенир.

VII. Анализ работ.

VIII. Домашнее задание.

Литература.
1. НМ Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе»: учебное пособие для студ.высш.учебн.заведений.-2-у издание., -М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 368 с.
2. Каталог изделий народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства Республики Татарстан, 2002
3. Дымковская игрушка, Издательство «Мозаика - синтез»
Полный текст материала Разработка урока по ИЗО "Древние образы в современных народных игрушках" в 5 классе смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Урок: изобразительное искусство

Класс: 5

Тема урока: «Древние образы в современных народных игрушках»

Цели:

  1. Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах (Филимоновская, Каргопольская, Дымковская), традициях формы и росписи.
  2. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
  3. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.

Оборудование и материалы:

  • Оборудование : компьютер, диск с видеофрагментом на тему «Народные потешные промыслы - игрушки», иллюстрации с изображением Филимоновской, Карпогольской, Дымковской игрушек. Учебник. Изобразительное искусство «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Под редакцией Б.М. Неменского, 2012 год.
  • Материалы: гуашь, кисти, альбомы, цветные карандаши, цветные мелки, простые карандаши, ластик.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Просмотр видеофрагмента «Народные потешные промыслы-игрушки».
  3. Беседа об истории, отличительных особенностях Филимоновской, Каргопольской, Дымковсой игрушек.
  4. Упражнение дорисуй картинку.
  5. Постановка художественной задачи (выполнение эскиза выбранной модели игрушки).
  6. Практическое выполнение задания.
  7. Физкультминутка.
  8. Итог урока.
  9. Домашнее задание.

Ход урока

  1. I. Организационный момент.
  2. Приветствие.
  3. Проверка готовности учащихся к уроку.
    1. II. Изучение нового материала.

Как только человек родился, рядом с ним начинают появляться множество предметов, необходимых ему. Но только эти предметы помогают маленькому человеку примерить на себя роль взрослого, стать главным. Иногда эти предметы сопровождают человека всю жизнь, становятся его профессией или увлечением…и речь сегодня пойдет об игрушках.

Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент, на тему «Народные потешные промыслы-игрушки».

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Есть удивительная профессия, которая пришла к нам с давних времён и существует до сих пор – игрушечных дел мастер. Как вы думаете, из каких материалов создавались первые игрушки? (Ответы детей.)

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Древние образы в современных народных игрушках».

Учащиеся делают запись темы урока в альбом.

Осваивая тему урока, нам будет необходимо изучить несколько видов народной игрушки, выявить их особенности (цвет, форма, орнамент росписи).

Мы сегодня будем знакомиться с разновидностями народных игрушек. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых.
Глиняная игрушка - особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит и для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны.
В разных местностях характер и внешний вид игрушек был различным. Особо знамениты Филимоновские, Каргопольские и Дымковские игрушки.

Филимоновская игрушка

Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни – всех не перечесть – образуют веселый, яркий хоровод. Барыни с тонкими талиями в колокообразных юбках и кокетливых шляпках; грандиозно вытянул необычно длинную шею олень с могучими рогами.

Ученые считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники народ выходил на пляски с фигурками, изображавшими людей и животных.

Делают игрушки из иссиня-черной местной глины, которая после обжига становится светлой.

Посмотрим на иллюстрации в учебнике на стр. 68-69. Вопросы учителя (ответы учащихся)

Желтый, красный, зеленый – основные цвета, используемые в росписи. Они в сочетании со светлым тоном обожженной глины создают неподражаемый «наряд» Филимоновской игрушки.

В наши дни в деревне Филимоново игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц в яркие красные кафтаны, покрывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появляется свой характер.

Филимоновские игрушки стоят в одном ряду с лучшими произведениями русского народного искусства, и находятся в музеях нашей страны и за рубежом.

Карпогольская игрушка

Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень.

Заповедная Каргопольская земля – хранительница древней культуры, знаменита многими художественными ремеслами.

Тематика Карпогольской игрушки взята из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери и птицы. Полкан – добрый богатырь с телом генерала и ногами коня; Тяни - толкай – фигурка из двух сросшихся коней, светлый конь тянет к добру, а тёмный конь – к злу.

Черный, красный, желтый, бледно-зеленый, синий – эти цвета используются в росписи.

В давние времена люди называли зверей своими братьями, складывали о них сказки, они же становились героями детской игрушки. Давайте с вами посмотрим на игрушки, изображенные в учебнике на стр. 70. Вопросы учителя (ответы учащихся). Обратите внимание на узоры на этих игрушках. Узоры на игрушках мастера подглядели в поле, у полного зерен колоса, у цветка на лугу, у елки в лесу, в небе у летящей снежинки, у солнца, у вечерней звезды…

В наше время Каргопольские игрушки можно увидеть и в магазине сувениров, и на выставке, и в музее. Они не только радуют глаз, но могут без слов рассказать о многом.

Дымковская игрушка.

Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце). Ласково и нежно называют эту игрушку – «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка. Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька…

Давайте обратимся к учебнику на стр. 71. Вопросы учителя (ответы учащихся).

Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки…

Здесь можно вспомнить символический смысл (мы проходили на первых уроках первой четверти).

Краски яркие – яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно).

Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, сказочные и бытовые сюжетные сценки.

В настоящее время в центре города Вятки работают художественные мастерские Дымковской игрушки.

  1. III. Упражнение дорисуй картинку . Учащимся раздаются картинки, где частично изображены рисунки, нужно дорисовать игрушку, орнамент, подписать цвета и название игрушки, применяемые в данном промысле.
  2. IV. Постановка художественной задачи (выполнение эскиза выбранной модели игрушки).

Выберите игрушку, которая вам понравилась. Изображение игрушки в альбоме. Работы оценивают сами, друг другу. Сегодня вы выполните ее эскиз, а на следующих уроках слепите ее из пластилина. Помощником в вашей работе будет таблица «Отличительные особенности народных глиняных игрушек», данную таблицу вложить в альбом для дальнейшего использования.

  1. V. Практическое выполнение задания
  2. VI. Физкультминутка. Упражнения с теплыми и холодными цветами. Гимнастика для глаз.
  3. VII. Продолжение выполнения практической работы

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

  1. Контроль организации рабочего места;
  2. контроль правильности выполнения приемов работы;
  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение;
  4. контроль объема и качества выполненной работы.
    1. VIII. Закрепление знаний полученных на уроке

А сейчас давайте вернемся к теме нашего урока и ответим на вопросы.

О чем мы говорили сегодня? (ответы учащихся)

Какие разновидности игрушек, вы сегодня узнали? (ответы учащихся)

Почему игрушка называется народная? (ответы учащихся)

  1. IX. Итог урока : завершение работы, оценивание выполненных работ.

Заполнение оценочных листов:

  • Красный с улыбкой – у меня всё получилось, я доволен.
  • Синий – не всё задуманное получилось.
  • Жёлтый – мне мало что удалось, я не доволен результатом.
  1. X. Домашнее задание . Приготовить сообщение о Матрешке.

Уборка рабочих мест.

Тема: « Древние образы в современных народных игрушках».

Цель урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, познакомить учащихся с русским народным орнаментом, с его элементами; показать значение символики и колорита.

Вид урока: урок открытия нового знания (декоративная роспись с использованием солярных знаков).

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Форма урока: на уроке используется индивидуальная, парная и групповая работа, сообщения учащихся.

Задачи:

Образовательная : закрепить знания геометрического орнамента на глиняных игрушках; способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства; формировать умения и навыки учащихся при использовании различных художественных материалов;

Развивающая: Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное; использование в собственной художественной деятельности различные материалы графики для создания символических образов: солярные знаки, древо жизни, образ матери - земли и др, развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся;

Воспитательная : воспитывать художественно - образное мышление, интерес к русскому народному творчеству; приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через изображение декоративной символики как обозначении жизненно важных для человека смыслов,

Планируемые достижения:

Предметные: ученик научится осознанно понимать условно - символический характер народного декоративного искусства; самостоятельно определять характерные качества знаков и символов в искусстве; изображать знаки - символы, выполнять вариации орнаментальных композиций на основе традиционных росписей.

Личностные: у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению данной темы для понимания орнаментальной символики славянского народа, в процессе рефлексии умение проводить самооценку;

Метапредметные(УУД):

Личностные: у обучающегося будет сформировано проявление эмоциональной отзывчивости на роль искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии,

осмысленное эмоционально - ценностное восприятие визуальных образов –символов народного искусства для дальнейшего использования в учебно - познавательной деятельности знаково - символической формы.

Познавательные: научится выделять познавательные цели о характерных особенностях славянской символики, поиску информации в учебнике и средствах ИКТ, выбирать способы решения: поиск композиции; выбор графических материалов; знаково - символических изображений; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, составлять цельный образ из характерных элементов - символов.

Регулятивные: ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи; адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания.

Целеполагание: 1)будет уметь планировать свою учебно - познавательную и практическую деятельность;

2)будет иметь возможность прогнозировать и предвидеть конечный результат.

Коммуникативные: Научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, принимать участие в работе парами и группами, получит возможность воспринимать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.

Понятийный аппарат: солярные знаки, народные промыслы, орнамент

Оборудование:

Для учителя:

1. цветные иллюстрации с изображением дымковских, каргопольских и филимоновских игрушек.

2. таблицы с элементами узоров дымковской, каргопольской и филимоновской росписи.

3. мультимедийные презентации дымковских, каргопольских и филимоновских игрушек.

Для учащихся:

1. рисунки, иллюстрации с изображением глиняных игрушек

2. таблицы с элементами узоров дымковской, каргопольской и филимоновской росписи;

3. пластилин, гуашь, палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.

Литературный ряд:

Сообщения (о дымковской, каргопольской и филимоновской игрушках) учащихся выполненные дома (заранее)

Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы росписи.

Оценочное ориентирование : перед практической частью учитель озвучивает, какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.

Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент.

Вернисаж. На доске висят изображения игрушек.

Учащиеся входят в класс, обращают внимание на экспозицию из фотографий глиняных игрушек.

Учитель: - Здравствуйте ребята, садитесь.

(Учитель предлагает проверить свою подготовку к уроку и своего товарища по парте. Улыбнуться друг другу и тихо сесть.)

2. Актуализация знаний, мотивация.

Учитель: - Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомство с народным декоративно - прикладным искусством. Но чтобы узнать тему нашего урока отгадайте загадку.

Читает загадку:

Завелась неведомая птица -

Всякий ей дивится:

Не поёт, не летает,

Вся горит и полыхает…

Это птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво - безделушка,

А зовут её …(народная игрушка)

Учитель: - Что вы увидели на нашей выставке, входя в класс? (изображения глиняных игрушек)

Учитель: - Верно ребята! Но сначала скажите мне, пожалуйста, только ли для игры существуют игрушки?

Верно, не всегда игрушки были только игрушками. Раньше некоторые из игрушек считались оберегами. Что такое оберег? (Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток. )

Вот такими оберегами в старые времена были глиняные игрушки.

3. Постановка учебной задачи.

А сейчас, давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока и запишем её.

(тема урока «Древние образы в современных народных игрушках»). (Слайд 1)

4. Решение учебной задачи.

Учитель: - Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. (Слайд 2)

Сегодня мы познакомимся с народными промыслами глиняной игрушки, с традициями формы и росписи.(Слайд 3)

Перед вами на доске даны три варианта народной глиняной игрушки, это Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. Расположите их в той последовательности, в которой я их назвала.

Чуть позже мы проверим, насколько правильно сделана работа. А сейчас давайте с некоторыми из них познакомимся поближе.

Еще на прошлом уроке мы разделили класс на три группы, и каждой группе было дано своё задание: подготовить сообщения о Дымковской, Каргопольской и Филимоновской игрушках.

Учитель: - Итак, начнём знакомиться с глиняными игрушками. Сначала мы послушаем рассказ первой группы о Дымковской игрушке. (Слайды 4-7)

Сообщение учащегося: «Дымковская игрушка».

Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками. Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Вначале были свистульки. Из небольшого шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька... Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки. Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.)

Учитель: - Первая группа рассказала о Дымковской игрушке.

Вторая группа расскажет нам о Филимоновской игрушке. (Слайды 8-11)

Сообщение учащегося: «Филимоновская игрушка».

Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни. Учёные считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники нард выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображавшими людей и животных. Делают игрушки иссиня-чёрной местной глины «синики», которая после обжига становится светлой. Жёлтый, красный, зелёный - основные цвета, используемые в росписи. В наши дни в деревне Филимоново игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц, в яркие красные кафтаны, покрывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появляется свой характер, своя поступь, свой голос.
Учитель: - Вторая группа рассказала нам о Филимоновской игрушке. А дальше мы послушаем третью группу, которая готовила сообщение по Каргопольской игрушке.(Слайды 12-15)

Сообщение учащегося: «Каргопольская игрушка».

Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень. Заповедная Каргопольская земля – хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художествами и ремёслами. Гончарству насчитывают аж четыре тысячи лет. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промысел заводится. Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов – лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы. Полкан – сказочное чудовище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня. Их белили, и по белому фону ярко расписывали красной, коричневой, синей, желтой, зеленой красками. В давние времена люди называли зверей своим братьями, складывали о них сказки, они же становились героями детской игрушки.

Учитель: - Мы выслушали третью группу, которая рассказала нам о Каргопольской игрушке.

Учитель: - Ребята, а теперь вернемся к началу урока, посмотрите на доску, правильно ли на доске расположены промыслы, если неправильно, то расположите их так, как необходимо.

Учитель: - Ребята вы хорошо подготовили теоретическую часть к уроку, а сейчас переходим к его практической части.(Слайд 16)

5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Постановка задачи.

Учитель: - Давайте мы с вами представим себя мастерами по росписи народных глиняных игрушек (класс разделен на три группы: 1 группа - «Мастера Дымковских игрушек», 2 группа – «Мастера Филимоновских игрушек», 3 группа – «Мастера Каргопольских игрушек»). Перед вами стоят заготовки игрушек из пластилина, покрытые белой гуашью, а вы распишите их соответствующей росписью.

Во время практической работы учащихся, учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

Учитель следит за правильностью выполнения поставленной задачи, при необходимости помогает.

6. Оценка.

Обсуждение работ всех групп, выставленных на обзор. Проходим обсуждение, по результатам выставляются оценки.

Учитель: - Ребята вам понравились работы?

Учитель: - Как вы думаете, какая группа лучше справилась с заданием? Почему?

7. Подведение итога.

Учитель: - Вы все справились с заданием, и я вижу, что в общих чертах вы можете определить к какому искусству относятся предметы, какие элементы предположительно должны быть у Дымковской игрушки, Филимоновской и Каргопольской.

8. Рефлексия.

Как вы думаете, ребята, какой была сегодня цель нашего урока? (познакомиться с народной глиняной игрушкой; узнать с какой целью народные мастера использовали в орнаменте солярные знаки; сходство и различие в орнаменте).

А чтобы закрепить ваши знания, постараетесь ответить на вопросы:

1. Каковы общие черты глиняных игрушек?(ответы детей)

2. Характерные особенности Филимоновских игрушек?(ответы детей)

3. Характерные особенности Каргопольских игрушек?(ответы детей)

4. Характерные особенности Дымковских игрушек?(ответы детей)

Теперь, я думаю, что, посмотрев на игрушку, вы без труда отличите дымковскую игрушку от каргопольской, каргопольскую от филимоновской.

Учитель: - Какую оценку поставим за работу первой группе, почему? Какую оценку поставим второй группе, почему? Третьей группе, почему?

9. Домашнее задание

Материал к уроку

«Древние образы в современных народных игрушках».

Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с давних времен и существующая до сих пор, - игрушечных дел мастер.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от великого зла.

В глиняной игрушке живут образы уже знакомые нам: конь, птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции.

Форма игрушек очень пластичная и обобщенная, но все же в разных частях нашей необъятной России художники оригинально подходили к созданию её образа.

Филимоновские игрушки.

В деревне Филимоново Тульской области с древних времен существует производство филимоновских игрушек. Фигуры с вытянутыми пропорциями, мягкими очертаниями формы выглядят очень стройными и изящными. Они вылеплены из белой с сиреневатым оттенком, вязкой и податливой глины. Филимоновские игрушки почти всегда со свистком.

Высокие, стройные крестьянки часто, что то держат в руках: ребенка или курицу со свистком. Мужские фигуры подстать им: статные, длинноногие, чуть смешливые.

Очень большое разнообразие образов воплотила в себе игрушка. Здесь и удивительные кони с длинными как у жирафа, шеями, олени-растопырки, птицы-курицы, собаки, свиньи и диковинные существа.

У персонажей филимоновсвой игрушки небольшая голова плавно перетекает в длинную, стройную шею и придает фигуре горделивую осанку, легкость силуэта и устремленность ввысь.

Каргопольская игрушка.

Родина каргопольской игрушки русский Север, Архангельская область.

Пропорции этих фигурок противоположны филимоновской – приземисты, неуклюжи и тяжеловесны. Веселые плосковатые лица каргопольских мужичков переходят в бороду-лопату, а короткие руки и кривоватые ножки делают фигуру забавной и шутливой.

Глиняные бабы с младенцами, птицами, пирогами похожи на древний образ богини-матери в северной народной вышивке.

Любимым персонажем каргопольской игрушки всегда был Конь-Полкан или Полихан-чудо с головой и туловищем человека и телом коня.

Мастера Каргополья создали свой мир глиняной игрушки, где живут крепкие весёлые люди и добродушные звери и птицы

Дымковская игрушка.

Самыми знаменитыми среди глиняных игрушек являются дымковские игрушки появившиеся в стародавние времена в Дымковской слободе близ города Вятка.

Вятка в старину славилась своими базарами и ярмарками-«свистоплясками».

Развлечением праздника были глиняные игрушки-свистульки, которые лепили из местной красной глины и обжигали в печи.

Дымковские игрушки- настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разно ряженых щеголих, нянек-«кормилок» с детьми на руках, лихих всадников, важных индюков и др. форма игрушек монолитна, а силуэт отличается легкостью, плавностью и округлостью. Игрушки составлялись из разных частей, соединяемых между собой. К основе-туловищу прикреплялись лепные детали: изящные оборки, воланы, косички, жгуты. У барышень всегда пышная прическа и нарядный головной убор, часто образ сопровождает кокетливый зонтик.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Реферат Подъёмная сила крыла самолёта Факторы, влияющие на подъёмную силу крыла самолёта Реферат Подъёмная сила крыла самолёта Факторы, влияющие на подъёмную силу крыла самолёта Протокол внеочередного общего собрания участников ООО: как и зачем составляется Образец оформления заверки решения Протокол внеочередного общего собрания участников ООО: как и зачем составляется Образец оформления заверки решения Незаменимый работник железной дороги Незаменимый работник железной дороги