Они не являются средством труда. Экономическая сфера. Производительные силы. Условия и типы становления трудового поста

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Новые уловки телефонных мошенников, на которые может попасться каждый

Средства труда

СРЕДСТВА ТРУДА - вещь или совокупность вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника воздействия на этот предмет в целях получения необходимых материальных благ.

Средства труда включают: 1) орудия труда, с помощью которых люди воздействуют на предметы труда (машины, станки, инструменты и т. п.); 2) всеобщие материальные условия процесса труда (производственные здания и сооружения, дороги, каналы и т. д.). Уровень развития средств труда - важнейший показатель технического прогресса, степени развития производительных сил и самого работника.
По мере развития средств труда растет техническая вооруженность труда и его производительность, меняется роль человека в производстве, повышается уровень его механизации и автоматизации.

В современных условиях научно-техническая революция порождает принципиально новые средства труда (электронно-вычислительные машины новых поколений, персональные компьютеры, станки с числовым программным управлением, робототехнические комплексы, роторные и роторно-конвейерные линии, обрабатывающие центры и т. п.), обладающие высокой производительностью.

Они служат основой интенсификации производства и создания наиболее благоприятных условий труда (см. также Средства производства).

Сущность и содержание дисциплины «Технологические процессы в строительстве»

Изучаемая дисциплина – прикладная наука рациональный средств, способов и методов выполнения строительных процессов, обеспечивающих обработку строительных материалов, полуфабрикатов и изделий с качественным изменением их состояния, физико-механических свойств, геометрических размеров с целью получения продукции заданного качества.

Основные принципы строительного производства: системность, безопасность, гибкость (возможность адаптации процессов строительства объекта к быстро меняющимся условиям производства работ на СП, а также организационным, технологическим и ресурсным параметрам проекта без потерь качества), ресурсосбережение, качество (это соответствие всех параметров строительных процессов проектным значениям и значениям, указанным в нормативных документах).

Капитальное строительство и его объекты

Капитальное строительство – отрасль материального производства, в котором создаются основные фонды производственного и непроизводственного назначения.

Капитальное строительство включает: новое строительство (на новых площадках по первоначально утвержденному проекту), расширение (строительство последующих очередей)(по новому проекту вторых и последующих очередей действующего предприятия, дополнительных или новых комплексов и т.д.),реконструкция (полное или частичное переоборудование или переустройство без строительства новых или расширений действующих), техническое перевооружение (переоборудование действующего предприятия с заменой оборудования), капремонт (восстановление зданий).

Одной из систем капитального строительства является строительное производство – совокупность производственных процессов, осуществляемых непосредственно на строительной площадке, включая строительно-монтажные и специальные процессы в подготовительных и основной периоды строительства.

Конечный результат выполнения совокупности строительных процессов – строительная продукция.

Согласно Градостроительному кодексу РФ к объектам капитального строительства не относятся: временные здания - специально возводимые или приспособляемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства и подлежащие демонтажу после того, как отпадёт необходимость в их использовании, некапитальные нестационарные - сооружения, обычно выполненные из легких конструкций, не предусматривающие устройство заглубленных фундаментов и подземных сооружений.


Строительные процессы, работы и продукция.

Строительная технология – совокупность одного либо нескольких методов и технологических средств, которая может быть использована для получения конкретного вида строительной продукции.

Строительный процесс - это совокупность операций, выполнение которых дает законченную продукцию в виде конструктивного элемента или его части. Строительные процессы бывают простыми, сложными, комплексными и межобъектными.

По степени механизации строительные процессы делятся на полностью механизированные, частично механизированные и ручные.

В зависимости от назначения строительные процессы разделяются на основные, вспомогательные, заготовительные и транспортные. К основным относятся процессы, в результате выполнения которых создаются части сооружений или конструкций, т. е. создается строительная продукция. К вспомогательным относятся процессы, с помощью которых не создается строительная продукция, но они необходимы для выполнения основных процессов. К транспортным процессам относятся работы по перемещению материалов и готовых деталей к строящемуся объекту и к рабочему месту. Заготовительные процессы предназначаются для изготовления и обеспечения строящегося объекта деталями, изделиями и полуфабрикатами.

По характеру выполнения процессов: непрерывные процессы, позволяющие сразу приступить к осуществлению последующих; прерывные процессы, требующие перед выполнением последующих процессов обязательных технологических перерывов для выдерживания и набора прочности бетона, сушки штукатурки;

По значимости: ведущие процессы, определяющие итоговые сроки возведения здания или сооружения; совмещенные процессы, выполняемые параллельно с ведущими.

Совокупности простых и комплексных процессов образуют строительные работы.

Строительные работы: общестроительные (земляные, каменные, бетонные), специальные (монтаж сантехнических устройств, электротехнические), вспомогательные (транспортировка, укладка).

Комплексы работ группируют по периодам и циклам строительства (строительные работы зависят от времени выполнения (периоды), рациональной технологии (циклы)).

Циклы: нулевой (подземный), надземный и отделочный. Периоды: подготовительный и основной.

Подготовительный период состоит из проектно-изыскательских работ, инженерной подготовки территории, организации строительной площадки, устройства временных и постоянных дорог, сетей. Основной период включает подземный цикл, надземный, отделочный, монтаж техоборудования.

Конечным результатом строительных процессов является строительная продукция: 1.законченные введенные в эксплуатацию здания и сооружения; 2.отдельные их части (секции, полеты и т.д.); 3.объемы работ, выполняемые за определённый период времени.


Предметы и средства труда в строительном производстве

Предметы труда: строительные материалы, полуфабрикаты, изделия.

Строительные материалы разделяют на природные (естественные) и искусственные. К природным материалам относят лесные (круглый лес, пиломатериалы), каменные плотные и рыхлые горные породы (естественный камень, гравий, песок, глина) и др. К искусственным материалам относят: вяжущие вещества (цемент, известь), искусственные камни (кирпич), керамические плитки, синтетические краски и лаки, металлоконструкции, тепло- и гидроизоляционные материалы и др.К основным полуфабрикатам относят бетонную, асфальтовую, растворную смесь и другие композиты, характеризующиеся необходимостью употребления в дело через короткий период времени после приготовления. Поэтому полуфабрикаты не имеют устойчивых товарных свойств. Они тесно связаны с конкретной строительной продукцией. К деталям и изделиям относят заранее изготовленные и монтируемые элементы, как-то: дверные полотна, оконные переплеты, балки, фермы, стеновые панели, плиты перекрытий и покрытий, санитарно-технические кабины, блок-комнаты и т. д., предназначенные для применения в зданиях и сооружениях определенного назначения и типа.

(СП, СНиП, ГОСТ, ОСТ, ТУ – регламентируют документы качества предметов труда)

Требуемые свойства, технические требования и требования к качеству строительных материалов, полуфабрикатов, деталей и изделий устанавливают Строительные нормы и правила (СНиП), Государственные стандарты (ГОСТ), Технические условия (ТУ). Этими регламентирующими документами определяются назначение строительных материалов и деталей, требования к их качеству, приводятся указания по выбору и применению в зависимости от условий эксплуатации возводимого здания или сооружения, устанавливаются условия транспортирования, правила приемки и хранения, правила отбора контрольных образцов и испытаний и др.

Средства труда: основные (машины, стр. оборудование), вспомогательные (лестницы и т.д.), транспортные.

Строительные машины - это передвижные или стационарныетехнические средства с рабочим органом, приводимым в действие двигателем. Механизмы в отличие от строительных машин не имеют специального двигателя. Рабочий орган приводится в действие через соответствующий преобразователь движения самими строительными рабочими (ручные тали, лебедки, катки и др.)

Вспомогательные технические средства выполняют роль технологической, энергетической, эксплуатационной и персональной оснастки, без которых нельзя или нерационально выполнять строительные работы.Технологическая оснастка предназначена обеспечить удобство и безопасность работы, сохранность строительных материалов, полуфабрикатов и деталей (контейнеры, кассеты, струбцины, бункера, баллоны для газов и жидких веществ и др.).

Норма комплект – рационально подобранная совокупность технических средств оснащения рабочего места звена для выполнения им работы по утвержденной технологии с нормативной производительностью. В состав нормокомплектов включаются средства малой механизации, механизированный и ручной инструмент, средства технологической и организационной оснастки, энергетическое оборудование, приспособления, средства измерений и контроля, средства индивидуальной защиты рабочих.

Общие закономерности производственных процессов (элементы и структура)

Осуществление технологии возможно только при наличии трех составляющих: предмета труда; орудий и средств труда, процесса труда.

Предмет труда - материальный объект, к которому прилага­ется труд человека. К предметам труда относятся сырье, полуфабрикаты, основные и вспомогательные материалы.

Сырье составляет исходную вещественную основу производст­ва любого продукта, подвергающуюся физическим и (или) более глу­боким превращениям в процессе труда. Обычно под сырьем понимают продукцию добывающей промышленности и сельского хозяйства. Так, в металлургии к сырью относят руды, в коксохимическом произ­водстве - каменный уголь, в сельском хозяйстве - собранный урожай, в пищевой промышленности - цельномолочную продукцию.

Полуфабрикат - продукт, обработка которого проведена на одном или нескольких участках в рамках единого производственного процесса и который должен перейти на другие участки этого же про­изводства (предприятия) для окончательной обработки. Полуфабрика­ты составляют незавершенное производство предприятия, не имеют отпускной цены.

Основные материалы - сырье, уже прошедшее обработку, ставшее готовым продуктом, который является, однако, объектом тех­нологической обработки на других предприятиях. Основные материалы относятся к завершенному производству и имеют отпускную цену. Обычно к ним относят продукцию обрабатывающей промышленности (металлы, пиломатериалы, пряжа, цемент и т.д.).

Вспомогательные материалы содействуют производству го­товой продукции, не определяя его сути. Они либо присоединяются к сырью и основным материалам для придания им дополнительных по­требительских свойств (красители), либо способствуют оптимальному ведению технологического процесса (катализаторы, флюсы).В соответствии с определением к вспомогательным материалам относятся также топливо и электроэнергия, однако по принятой систе­ме учета и планирования их выделяют в особую группу.

Четкой границы между сырьем, полуфабрикатами, основными и вспомогательными материалами как между теми или иными конкрет­ными веществами в общем виде не существует. Так, известняк служит исходным сырьем для производства извести и вспомогательным мате­риалом (флюсом) в целом ряде металлургических процессов. Известь является полуфабрикатом для получения оксида кальция, основным материалом при изготовлении строительных изделий, вспомогательным материалом при очистке сточных вод, конечным продуктом в качестве минерального удобрения. Чугун, перерабатываемый в рамках одного предприятия в сталь, - это полуфабрикат, а при отгрузке на сторону потребителю - готовый продукт.



Орудия труда - это материальные объекты, которыми непо­средственно воздействуют на предмет труда при его переработке. К ним относятся рабочие машины и оборудование (металлорежущие станки, плавильные и нагревательные печи и т.п.), а также механизмы для перемещения предметов руда в процессе производства (транспортеры, конвейеры, подъемные краны и т.д.).

Средства труда - материальные объекты, которые не оказы­вают непосредственного воздействия на предмет труда при его перера­ботке, но содействуют нормальному осуществлению технологического процесса. К средствам труда относятся производствен­ные здания и инженерные сооружения, а также силовые установки, передаточные и другие устройства.

Производственные здания - это корпуса основных и вспомогательных цехов, лабораторий (в них располагают рабочие машины и оборудование), а также все помещения, непосредственно обслуживающие основное производство (конторы, гаражи, склады, депо и т.п.).

Инженерные сооружения - это разнообразные инженерно-строительные объекты, содействующие выполнению вспомогательных технологиче­ских процессов. К ним относятся эстакады, градирни, галереи, бунке­ра, очистные сооружения, резервуары и т.п.

Силовые установки - оборудование для производства или преобразования энергии. Оно включает разнообразные двигатели, па­ровые машины, турбины, электрогенераторы, компрессоры, электротрансформаторы и т.д.

Передаточные устройства предназначены для подачи элек­трической, тепловой, механической энергии от машин-двигателей к рабочим машинам. Эту группу составляют линии электропередач, воздухо- и паропроводов, газовые и водораспределительные сети, транс­миссии и пр.

Труд (расходование физической силы работающего, умствен­ные и нервные усилия) является основой любого технологического процесса. Затраты труда измеряются его продолжительностью, т.е. временем, в течение которого он осуществляется. Затраты труда тесно связаны с понятием «производительность труда».

Производительность труда - количество рабочего времени, необходимое для изготовления единицы продукции, либо количество продукции, создаваемое в единицу времени.

Конечным результатом технологического процесса является готовая продукция .

Готовая продукция - изделия или материал, обработка кото­рых на данном предприятии полностью закончена, они соответствуют стандартам, укомплектованы и могут быть отправлены потребителям.

Готовая продукция делится на основную, составляющую цель производства, и побочную, получаемую попутно . Например, в домен­ном производстве основной продукт - чугун, а побочные - доменный шлак и колошниковый газ. Они используются в народном хозяйстве в качестве одного из компонентов при производстве цемента (шлак) и вторичных энергетических ресурсов (колошниковый газ).

Кроме основных и побочных продуктов, в технологических процессах образуются отходы.

Отходы на данном этапе развития науки и техники не ис­пользуют в качестве исходного сырья либо потому, что они не отве­чают предъявляемым требованиям и их переработка экономически не эффективна, либо потому, что потенциальные потребители психологи­чески и организационно не готовы к переработке данных отходов или не знают об их наличии. Во многих случаях продуценты отходов так­же не имеют информации о существовании их потенциальных потреби­телей.

По предмету труда промышленность разделяют на добывающую и перерабатывающую.

Добывающая промышленность занимается извлечением сы­рья из естественных, природных запасов. Предметом труда в ней яв­ляются полезные ископаемые.

Перерабатывающая промышленность превращает продукцию добывающей промышленности (сырве), а также собственную продук­цию (основные материалы) в товары с более высокой степенью обра­ботки. Соотношение добывающей и обрабатывающей промышленности России в 1995 г. составляло 24: 76 и имело тенденцию к повышению.

По использованию готовой продукции промышленность делят на две группы: А и Б. Группа А производит в основном орудия и средства труда, группа Б выпускает предметы народного потребления (легкая, пищевая промышленность и т.п.).

До недавнего времени в нашей стране на группу А приходилось 75 /о промышленности. В постиндустриальных странах примерно такая же доля (60-80%) приходится на группу Б, что позволяет удовлетворять запросы общества в потребительских товарах и услугах, обеспечивая одновременно необходимый технический уровень и разви­тие материальной базы отраслей группы Б. Чрезмерная доля группы А характерна для тенденции развития производства ради нужд самого производства, без должного удовлетворения потребительских запросов населения (делать сталь ради стали, чтобы снова делать сталь).

Промышленность в совокупности с сельским хозяйством и промышленной инфраструктурой (транспорт, связь), предприятиями торговли, бытового обслуживания и коммунальными составляют производственную сферу народного хозяйства страны.

В непроизводственную сферу входят наука, искусство, про­свещение, здравоохранение, государственный аппарат управления, ар­мия и некоторые другие структуры.

отсутствует

4 Технологические схемы производства: состав и анализ их структуры

Производственный процесс требует использования средств производства, позволяющих создавать материальные блага. При реализации технологий производства применяется:

  • Средства труда – оборудование, здания и приспособления, которые спользуются в производстве для воздействия на предметы труда в течение одного или нескольких производственных циклов.
  • Предметы труда – сырье, материалы, в результате обработки которых достигаются необходимые потребительские качества продукции, готовой к реализации.

Каждая из составляющих частей средств производства, участвующая в технологическом процессе, теряет свое первоначальное качество. Стоимостная оценка средств переносится на готовой к дальнейшему потреблению или реализации продукции.

Средства труда преимущественно используются в производственном процессе на протяжении длительного периода. Задача данных активов – создание условий для выпуска конечного продукта. Средства труда условно можно разделить на активные виды, непосредственно участвующие в производстве и пассивные, не используемые непосредственно в процессе.

К активным средствам долгосрочного характера относятся:

  • Сооружения производственного назначения – цеха, в которых непосредственно производится выпуск продукции.
  • Машины, станки, силовые установки, автоматические линии и другое оборудование, используемое в достижении продукта в его промежуточной или конечной стадии.
  • Движимое имущество – транспортные средства (погрузчики), участвующие для перемещения продукции в одном из этапов ее создания.

В число пассивных средств труда включают:

  • Сооружения вспомогательного назначения – складские помещения, здания заводоуправления.
  • Инвентарь и приспособления общего характера – мебель, оргтехника.

Базовые понятия психологии труда и инженерной психологии

2.1 Характеристика трудовой деятельности

Анализируя процесс труда и роль человека в нем, целесообразно обратиться к анализу таких понятий как активность, деятельность, труд.

Под активностью в психологии понимают источник преобразова­ния или поддержания живыми существами жизненно значимых связей с окружающим миром.

Деятельность - специфический вид активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

Понятие «деятельность» в психологии необходимо отличать от других форм активности, процессов. Е.А.Климов предполагает под деятельностью понимать такую форму активности субъекта, которой присущи одновременно три базовых признака:

    имеет место процесс действий (совокупность, последовательность неких актов);

    процесс действий направлен в целом на приспособление к требованиям среды и (или) некоторое ее преобразование;

    процесс действий имеет значение для существования и развития человека и (или общества).

Труд - вид деятельности по преобразованию окружающего мира с це­лью удовлетворения потребностей человека. Это процесс реализации че­ловеческих ресурсов в области психологических, физиологических, про­фессиональных и других функциональных возможностей человека, вели­чина которых неодинакова у разных людей и меняется в зависимости от возраста, профессиональной подготовленности, состояния здоровья. Труд - это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей.

Труд в психологическом понимании – это деятельность, результатом которой является социально-ценный продукт. Но, кроме того, труд, по мнению Е.А.Климова, отличается от игры, учения, общения следующими признаками труда:

    труд ориентирован на заданный социально-ценный результат;

    труд регламентирован социальными нормами, правилами, традициями;

    в труде используются орудия, имеющие культурно-историческое происхождение и способы употребления;

    в труде люди вступают между собой в особые межлюдские производственные отношения.

Е.А.Климовым были выделены психологические признаки сознания субъекта труда:

    сознательное предвосхищение социального ценного результата (знание о продукте – результате труда; осознание его социальной значимости; аффективный тон соответствующего знания – отношение к этому знанию);

    сознание обязательности достижения заданного результата (понимание ответственности; переживание ответственности);

    сознательное выделение и владение внешними и внутренними средствами деятельности (знание средств деятельности; практическое владение средствами деятельности; переживания, связанные с применением средств деятельности);

    Осознанная ориентировка в межчеловеческих производственных отношениях (понимание – знание вариантов взаимоотношений; переживание взаимоотношений).

Разнообразие характеристик трудовой деятельности определяют возможности многофакторной систематизации (классификации) ее видов по различным классификационным признакам. В качестве примера можно привести один из фрагментов такой классификации.

    По характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выделяют физический и умственный труд.

    По характеристикам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд подразделяется на:

    оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный - преподавание, лечебная работа и др., нестандартный - научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство);

    динамический и статический;

    однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т. п.);

В зависимости от условий деятельности выделяют труд в комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений), в необычных условиях при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное давление - водолазные работы, низкие температуры - полярники, информационные перегрузки - диспетчерская работа и т. д.), в экспериментальных условиях (при повышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техники, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т. д.).

По форме организации деятельности выделяют следующие виды труда:

    • регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком), смешанный (пересменка, вахта);

      индивидуальный и коллективный (совместный).

Совместная деятельность - это организованная система трудовой активности совокупности субъектов труда, объединенных единством мотивов и целей деятельности, ее пространственно-временных условий, управлением и согласованием составляющих ее индивидуальных деятельностей. В современном обществе фактически любая трудовая деятельность по содержанию и форме организации объективно становится все более совместной. Индивидуальную деятельность можно только условно рассматривать как изолированную и замкнутую систему, так как реально она всегда включена в структуру совместной деятельности. Психологическая структура совместной деятельности включает такие ее компоненты, как общая цель и конкретные задачи, общий мотив, совместные действия и общий результат.

Основные признаки совместной деятельности и свойства ее субъекта тесно взаимосвязаны. Среди основных характеристик субъекта совместной деятельности необходимо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности коллективного субъекта (группы).

Решение многих прикладных задач по совершенствованию трудо­вой деятельности, а также изучение фундаментальных явлений психи­ческой активности человека связаны с необходимостью рассмотрения особенностей взаимосвязи различных компонентов структуры трудо­вой деятельности (рис. 2).

Субъект труда - это активно действующий, познающий и преобра­зующий, обладающий сознанием и волей индивид или группа людей.

При его анализе необходимо рассматривать два компонента: соци­альный и индивидуально-психологический.

Социальный компонент раскрывается через систему потребностей коллектива, мотивы, цели, ценностные ориентации организации, межличностные отношения и социально-психологический климат.

Индивидуально-психологический компонент проявляется в личных потребностях, профессиональных знаниях, умениях, навыках, психоло­гических, физиологических и личностных качествах трудящихся.

В качестве средств труда может выступать вещь или совокуп­ность вещей, которые используются в качестве проводника воздейст^ вия на предмет труда в целях получения материальных благ.

Средства труда делятся на основные и вспомогательные.

Основные средства труда - это основное оборудование, с помо­щью которого человек выполняет трудовые операции (станки, обору­дование, промышленные роботы и т.д.).

Вспомогательные средства труда делятся по назначению на тех­нологическую и организационную оснастку.

Технологическая оснастка обеспечивает эффективную эксплуата­цию основного производственного оборудования на рабочих местах (средства заточки, ремонта, наладки, контроля и др.).

Организационная оснастка обеспечивает эффективную организа­цию трудачеловека путем создания удобств и безопасности в эксплуа­тации и обслуживании основного производственного оборудования: рабочая мебель, устройства и приспособления для транспортировки и хранения предметов труда, средства сигнализации, связи, освещения, тара, предметы для уборки рабочего места.

Психологические требования к орудиям труда характеризуются по­казателями соответствия техники возможностям человека по воспри­ятию информации, построению информационной модели процесса управления. Информационная модель по содержанию должна адекват­но отображать объекты управления и окружающую среду при опти­мальном количестве информации.

Психологические требования к орудиям труда обеспечиваются раз­решением двух взаимосвязанных задач: сокращение объема информации путем рационального ее кодирования и уменьшение величины перемещения анализаторов при восприятии информации.

К условиям труда относят совокупность элементов производст­венной среды, влияющих на функциональное состояние человека, ра­ботоспособность, здоровье.

Условия труда включают социально-экономический и производст­венный компоненты.

Социально-экономический компонент раскрывает уровень образо­вания,возможность полноценного отдыха, условия быта, влияющие на уровень подготовки работника к труду;

Производственный компонент включает элементы производствен­ной среды, воздействующие на работника в процессе труда, к ним от­носят санитарно-гигиенические условия (природный климат, шум, вибрация, освещение и др.), психофизиологические (затрата нервной и мускульной энергии человека), эстетические (сочетание цветов), соци­ально-психологические условия (климат в коллективе, стиль руково­дства, особенности материального и морального стимулирования).

В процессе труда происходит опредмечивание структурных компо­нентов трудовой деятельности. Человек вырабатывает свой только ему присущий способ деятельности в соответствии со своими личностны­ми и психофизиологическими возможностями и потребностями. По­этому при анализе трудовой деятельности необходимо рассматривать психологические компоненты.

При построении психологической системы трудовой деятельности необходимо опираться на следующие посылки:

Работник функционирует в системе «человек - машина - произ­водственная среда», где является организующим звеном;

Профессиональная деятельность - динамическая, полиструктурная, многоуровневая иерархическая система, в которой необхо­димо исследовать связи личности с предметами, средствами, про­дуктами, другими людьми;

Анализ профессиональной деятельности можно проводить по ли­нии анализа объекта как элемента более широкого целого и по линии анализа отдельных элементов самого объекта;

Исследование профессиональной деятельности должно охваты­вать внешний и внутренний строй деятельности.

Общая схема психологической системы деятельности (Шадриков) включает следующие компоненты (рис. 3).

Рис. 3. Структурная схема психологической системы деятельности

Мотив ы выступают побудительными силами деятельности.

Цепь профессиональной деятельности выступает как образ резуль­тата. Именно она формирует содержание. Основными этапами форми­рования цели выступают:

Выделение поля допустимых результатов;

Уточнение конкретной цели.

Программы деятельности отражают представления о реальном ее содержании и процессе. Формирование представления о программе деятельности представляет собой:

Формирование представления о структуре деятельности;

Формирование представления о способах выполнения деятельности;

Формирование представления о программе деятельности (как по­следовательности адекватных действий и

способов).

Информационная основа деятельности содержит информацию о предметных и субъективных условиях реализации. Уровни формиро­вания информационной основы деятельности включают:

Сенсорно-перцептивный уровень (восприятие информации);

Когнитивный уровень (оценка значимости информации);

Образно-оперативный уровень (переработка информации и по­строение информационных образов).

Процессы принятия решения выявляют проблемную ситуацию, вы­двигают гипотезы, определяют принцип решения, вырабатывают суж­дения о вариантах решения и оценки. Можно выделить два основных типа решений:

Детерминированные - основанные на строгой логике;

Вероятностные - основанные на просчете наиболее благоприят­ной вероятности достижения цели.

Психомоторные процессы и рабочие действия реализуют деятель­ность в форме процедур, моторных актов и участвуют в реализации деятельности.

Профессионально важные качества - психологические особенности субъекта труда, отражающие влияние конкретного трудового процесса на совокупности индивидуально-психологических качеств, функций.

Е.А. Климов, анализируя трудовую деятельность, выделяет сле­дующую ее структуру:

Заданная цель;

Заданный предмет;

Система средств труда;

Система профессионально служебных обязанностей;

Система прав;

Производственная среда, предметные и социальные условия.

Заданная цель представляет собой проекцию конечного результата профессиональной деятельности зафиксированную в культуре посред­ством образцов соответствующей работы, их описаний, формулировки общих и специальных требований к ним.

Необходимо различать цели трудовой деятельности и цели специали­ста, который будет эту деятельность выполнять, занимая данное должно­стное место. При условии, если данное рабочее место является вакант­ным, цели указанной деятельности являются объективными и могут быть строго фиксированы. Однако в тот момент, когда данное место займет конкретный специалист, цели профессиональной деятельности становятся субъективными, усвоенными и принятыми данным специалистом.

Предмет труда - это система взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, функций как материального, так и немате­риального порядка, которую должен изменить, преобразовать человек.

Предмет труда фиксируется при помощи документации, организа­ции рабочего пространства и т.п. На практике не всегда точно можно описать предмет труда. Например, предметом труда может быть си­туация, характеризующаяся определенным уровнем информационной неопределенности.

Водитель автобуса совершает рейс с пассажирами по определенному маршруту. Предметом его трудовой деятельности выступают некоторые последовательности или «цепочки» дорожных ситуаций, харак­теризующиеся высоким уровнем неопределенности. Следовательно, во­дитель, осуществляя рейс, преобразует последовательность дорожных ситуаций, снижает уровень их неопределенности и через реализацию соб­ственных профессиональных целей вносит какую-то долю определенно­сти.

В педагогической деятельности предметом труда учителя выступа­ет учащийся, точнее уровень его развитости и воспитанности. В процессе обучения учитель формирует у ребенка различные знания, уме­ния, навыки.

Следовательно, предметом труда для учителя выступает психика ребенка, его личностные, интеллектуальные и эмоциональные функ­ции и процессы.

Средства профессиональной деятельности - это вещественные средства труда и невещественные вспомогательные (внешние и внут­ренние функциональные) средства трудовой деятельности, при помо­щи которых человек взаимодействует с предметом своего труда в со­ответствии с поставленной целью, изменяет и преобразовывает его.

Средства труда подразделяют на вещественные, внешние функцио­нальные, внутренние функциональные.

Вещественные средства труда - это аппаратурные средства предназначенные для приема, переработки и передачи информации. С помощью вещественных средств осуществляются практические дейст­вия в биологических, технических, неживых природных, знаковых системах, системах художественного отображения реальности.

Внешние функциональные средства труда - это выразительные средства поведения и речи человека как субъекта профессиональной деятельности (специалиста).

Например, в работе руководителя, диктора, артиста данные невеще­ственные средства труда имеют большое значение.

Кроме того, в качестве внешнего функционального средства трудо­вой деятельности может выступить организм человека-профессионала. Так, для спортивного тренера его организм есть особое, функцио­нальное «орудие» труда.

Для руководителя внешним функциональным средством труда мо­жет выступить работающая команда, трудовой коллектив, группа еди­номышленников одновременно как предмет и средство его организа- ционно-управленческой деятельности.

Внутренние функциональные средства труда отражаются в норма­тивной, инструктивно-методической документации, характеризующей ту или иную профессиональную деятельность. В качестве внутреннего функционального средства труда могут выступать профессиональные знания, умения и навыки, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, образ «Я» в профессии, профессиональное самосознание и профессиональная самооценка.

Существует сложная система взаимосвязей и взаимозависимостей между внешними и внутренними функциональными средствами тру­довой деятельности. Проявляется следующая тенденция взаимосвязи между этими двумя факторами: чем менее выражены у человека средства профессиональной деятельности, тем более сложной оказывается система внутренних средств, тем более высокие требования со стороны профессии предъявляются к уровню квалификации, интеллектуального и эмоционального развития работника.

Профессиональные служебные обязанности часто отражены в должностной инструкции и предписывают основные формы активности работника как обязательные, составляющие содержание его профессиональной деятельности.

Система прав отражена в нормативных документах, принятых в сисиеме законодательства, и определяет права работника в отношении здоровых и безопасных условий работы, оплаты труда, возможностей бесплатного повышения квалификации, пользования медицинской помощью, различными формами бытовой помощи, участия в жизне­деятельности работающей команды и трудового коллектива.

Предметные и социальные условия труда составляют среду на чем месте профессионала. К первым относятся витальные (жизненно важные) и санитарно-гигиенические условия трудовой деятельности: температура, влажность и давление воздушной среды, пыль и различные звуковые условия, различные виды лучистой энер­гии. вибрации, ультразвуки, инфекции, вероятность получения физи­ческих и психических травм, динамические нагрузки.

Социальные условия труда - это социальная значимость данной профессии, социально-психологический климат в трудовом коллекти­ве и в организации (фирме, банке, предприятии) в целом, коллективные трудовые и профессиональные традиции, корпоративная культура в данной профессиональной сфере, система деловых взаимодействий и норм деловой активности, принятая в обществе в данный историче­ский и экономический период его развития.

Труд овой пост в организации

Ключевым компонентом основных понятий, характеризующих профес­сиональную трудовую деятельность, по Е. А. Климову, является «тру­довой пост».

Труд овой пост – этоограниченная вследствие разделения труда и зафик­сированная документально область приложения сил человека с целью создания социально ценного продукта (материальных вещей, информа­ции, услуг, функционально, эстетически и социально полезных эффек­тов, упорядоченного протекания социальных процессов).

Условия и типы становления трудового поста.

Первый тип. Некто на окраине деревни у излучины реки поста­вил кузницу или мельницу, на выезде из города открыл магазин сопут­ствующих товаров, в центре рядом с административными учреждениями открыл юридическую консультацию, рядом с детской площадкой - ме­дицинский пункт, летом на городском пляже - секцию обучения пла­ванию, службу спасения или пункт питания. Понятно, что определяю­щим моментом в таких инициативах выступают актуальность и частота возникновения соответствующих потребностей людей, но отнюдь не требования высочайшего профессионализма исполнителя.

Второй тип. Становление трудового поста будет иным там, где определяющим условием выступает потребность в высокой професси­ональной квалификации специалиста. Высококвалифицированные медицинские услуги можно оказывать только в структуре соответству­ющего медицинского учреждения, построить управление тренировоч­ным процессом подготовки спортсменов высокого класса - только в стенах соответствующих спортивных сооружений, находящихся в ве­дении конкретного спортивного общества, и т. д.

Третий тип условий появления трудового поста - разделение ранее единого. Например, после реорганизации структуры управле­ния фирмой появились новые должностные позиции (менеджер по работе с регионами, оперативный дежурный, ответственный сотруд­ник по работе со средствами массовой информации, руководитель проекта и т. п.).

Четвертый тип - объединение ранее разных постов (подчи­нение одному руководителю смежных подразделений, производств и т. д.).

Пятый тип трудового поста определяется изменениями техноло­гии производства товаров или услуг.

Шестой тип - создание поста «под персону» (университет при­гласил именитого ученого и открыл новую кафедру).

Понятно, что таких механизмов много, что они исторически измен­чивы и входят в область административного творчества. Но большую их часть «творит» сама жизнь - развитие техники и технологии, раз­витие потребностей людей.

Труд овой пост понимается как одна из форм существования профес­сии, как одна из ее подсистем. В свою очередь, он выступает как мета­система по отношению к своей подсистеме - рабочему месту. Каждая из трех систем является самодостаточной и может как входить в другие системы, так и включать их в себя, а также выступать основой для за­рождения новых систем (рис.). Характеристики профессии, трудо­вого поста, рабочего места как системы определяются их структурой, функциональной динамичностью, нормативными документами, ситу­ативными потребностями организации или трудового коллектива, инди­видуальными особенностями субъектов и других участников совмест­ной деятельности.

В совокупности своих различных признаков трудовой пост высту­пает многомерным и обладающим разными признаками системным образованием, основными составляющими которого являются:

1) социально заданные цели и представления о результате труда;

2) заданный предмет (исходные материалы, объекты, процессы - предметные, информационные, социальные, биологические);

3) система средств труда;

4) система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций);

5) система прав работника;

6) производственная среда (предметные и социальные условия тру­да).

Признавая полноту атрибутов трудового поста, по Е. А. Климову, «достаточной и необходимой», нам видится предпочтительным раз­деление первого из них на две составляющие. Если социально заданные цели отражают объективные, внешние, исторически и технологически определенные образцы, критерии, параметры труда, то всегда выступают как субъективные реально­сти. Они принадлежат конкретному субъекту и определяются его профессиональной подготовленностью, компетентностью, нравст­венными, волевыми и другими качествами. До настоящего времени включительно представления о результатах труда конкретного про­изводителя требуют довольно громоздкой и разветвленной системы внешнего контроля со стороны непосредственного руководителя дан­ного участка (мастера, заведующего подразделением), цеховой служ­бы контроля за качеством, начальника производства предприятия.

Более верным видится выделение семи атрибутов трудово­го поста (специализации), а именно:

1) социально заданные цели;

2) представления о результате труда производителей товаров ил услуг;

3) заданный предмет (исходные материалы, объекты, процессы);

4) средства труда;

5) служебные обязанности (заданные трудовые функции);

6) права работника ;

7) производственная среда (предметные и социальные условия труда).

Социально заданные цели и представления о результатах труда фиксируются посредством образцов соответствующей работы, их документаль­ного описания, изображения, формулирования общего требования к ним. Но если цели труда фиксируются как социально оформленные потребно­сти людей, то представления о результатах труда как производителя, так и потребителя де-факто являются областью компромисса, интегральной или - чаще - усредненной характеристикой уровня технологии, контро­ля за качеством продукции, соотношения на рынке спроса и предложения, требовательности потребителя и др. В том случае, когда цели труда заданы извне и исторически инвариантны, представления о результатах - вари­абельны, ситуативно изменчивы. Если же цели труда могут определяться лишь немногими, наиболее талантливыми профессионалами, способными предвосхищать зарождение новых социальных потребностей людей (яр­кий пример - история появления джинсов), то представления о резуль­татах труда каждого производителя, находящегося в конкретной про­изводственной среде, корпоративной культуре, всегда вариабельны и чаще - в сторону нарушения, размывания их четких параметров.

Как цели, так и результаты далеко не всегда могут строго докумен­тально фиксироваться, отражаться в государственных стандартах. Ре­зультатом деятельности руководителя является эффективное функци­онирование трудового коллектива; дирижера оркестра или вокального коллектива - художественное исполнение музыкальных произведе­ний; нилота и штурмана самолета - оптимальный и безопасный полет. Понятно, что такие характеристики, как «эффективное», «художест­венное», «оптимальное», раскрываются лишь в совокупности конкрет­ных, не всегда объективно измеряемых признаков.

Субъективные оценки экспертов также далеко не всегда могут слу­жить надежными критериями целей и результатов труда. Последнее особенно показательно в тех видах деятельности, где продукт и резуль­тат являются не заданными, а искомыми, например в научной деятель­ности, в искусстве, а также там, где важен не только ближайший, но и отдаленный эффект (наука, воспитание, образование, здравоохранение,

искусство, государственная служба и др.). Во многих случаях попытка жесткого «объективного» фиксирования результатов деятельности при­водит лишь к формализму, в конечном итоге разрушающему содержа­ние труда. В частности, содержание труда управленца (руководителя подразделения, менеджера, командира, государственного служащего) едва ли можно адекватно отразить названием занимаемой должности, рабочего помещения, базовой технологии, содержанием итоговых от­четов, декларированных целей. Последовательная реализация четких пелей по развитию и изменению социальной среды, сформулирован­ных политическими «пророками», нередко несет людям горе и страда­ние. Как ни парадоксально, но цели и результаты труда в ряде случаев, например в работе государственного служащего, наилучшим образом могут выражаться несодержательными, объективно извне за­фиксированными процессуальными характеристиками: согласование интересов юридических и физических лиц, разрешение конфликта или противоречия хозяйствующих субъектов, оптимизация отношений сто­рон, решение первоочередных задач региона и т. п.

Предмет труда и исходные материалы. Предмет труда есть систе­ма свойств и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, которы­ми человек должен практически или мысленно оперировать на опреде­ленном трудовом посту.

Предмет труда и исходные материалы наиболее четко фиксируются документами и традициями в массовых профессиях, в профессиях, свя­занных с материальным производством. В ряде случаев предметом труда могут выступать ситуации неопределенности - например, дорожные си­туации для водителя автомобиля. Предметом труда может быть состоя­ние функциональной системы. Например, для воспитателя таковой явля­ется не поддающееся однозначной формулировке исходное «состояние воспитанности» ребенка; для тренера - состояние организма, трениро­ванности и специальной подготовленности спортсмена; для руководите­ля - состояние социально-психологического и профессионального раз­вития трудового коллектива; для врача - состояние здоровья человека.

В научной и художественной деятельности предметом труда может быть некоторый«исходный хаос» (Е. А. Климов) информации, эмоци­ональных впечатлений, который в итоге работы ученого, художника или писателя должен обрести определенную информационную, смыс­ловую, этическую или эстетическую структуру.

Итак, признаем, что предметом труда нередко может выступать неко­торая неочевидно очерченная предметная область, набор взаимосвязан­ных признаков и свойств объектов, процессов, явлений, которые далеко не всегда можно четко выделить, описать, количественно оценить.

Средства труда также нередко сложно однозначно определить, описать и инвентаризировать. Средством труда может выступать объективная реальность, позволяющая человеку взаимодействовать с предметом труда в соответствии с его целью .

В качестве средств труда педагога, руководителя, госслужащего, вооб­ще всех представителей профессий типа «человек - человек», «чело­век - социальная группа» выступают не только технические средства, образцы технологии, эталоны, методические руководства, но и организм в целом и отдельные органы субъекта труда. Например, голос (его инто­нации, тон, громкость), субъективно воспринимаемый как требователь­ный, строгий, доброжелательный и т. п., что значительно расширяет диа­пазон вербальных управленческих воздействий или непосредственных демонстраций приемов работы. Для учителя, преподавателя, тренера, дирижера, режиссера, руководителя подразделения или организации в качестве эффективного средства управленческого труда могут высту­пать мимика, поза, жесты и другие невербальные средства.

В большей или меньшей степени это присуще и представителям других типов профессий. Тон и мимика при беседе врача с пациентом способ­ствуют выздоровлению или, напротив, усугублению заболевания. Невер­бальное поведение инженера, обслуживающего компьютеры в организа­ции, может способствовать или препятствовать активности использования сотрудниками возможностей техники и программного обеспечения.

Средства труда Е. А. Климов разделяет на внешние (по отношению к сознанию субъекта) и внутренние (особенности психической деятель­ности). Их общая классификация представлена ниже.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Нормы выдачи спецодежды для различных профессий: нормативная база, порядок и периодичность выдачи Межотраслевые нормы выдачи спецодежды по профессиям Нормы выдачи спецодежды для различных профессий: нормативная база, порядок и периодичность выдачи Межотраслевые нормы выдачи спецодежды по профессиям Московский государственный университет печати Московский государственный университет печати Реферат Подъёмная сила крыла самолёта Факторы, влияющие на подъёмную силу крыла самолёта Реферат Подъёмная сила крыла самолёта Факторы, влияющие на подъёмную силу крыла самолёта