Положена ли доплата работнику за исполнение обязанностей временно отсутствующего начальника, если в его должностной инструкции указана такая обязанность? Замещение временно отсутствующего работника Как оплачивается работа исполняющего обязанности

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В соответствии со статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации работнику, выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, должна производиться доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

При этом размеры такого рода доплат устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

На практике различаются следующие режимы, связанные с исполнением дополнительных обязанностей :

  • совмещение профессий (должностей);
  • расширение зон обслуживания или увеличение объема выполненных работ;
  • выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующих работников.

Все эти виды работ допускаются в одной и той же организации с согласия работника в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), если это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качества продукции, выполняемых работ, обслуживания населения.

Под совмещением профессий (для рабочих) или должностей (для руководителей, специалистов, служащих) понимается выполнение работником наряду со своей основной, обусловленной трудовым договором, работой, дополнительной работы по другой, вакантной должности без освобождения от основной работы в одной и той же организации в одно и то же рабочее время.

Совмещение профессий (должностей) необходимо отличать от выполнения обязанностей на условиях штатного совместительства, когда с работником заключается отдельный трудовой договор (внутреннего или внешнего штатного совместительства), а обязанности по договору выполняются вне рамок рабочего дня (смены).

Порядок и условия совмещения профессий (должностей) применяются также при расширении зон обслуживания или увеличении объема выполняемых работ. Под расширением зон обслуживания и увеличением объема выполненных работ понимается выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности.

Под выполнением обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы (временное заместительство) следует понимать замещение работника, отсутствующего в связи с болезнью, отпуском, командировкой и по другим причинам, когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется рабочее место (должность).

Следует учитывать, что в соответствии со статьей 74 ТК РФ в случае производственной необходимости работодатель вправе переводить сотрудника для замещения отсутствующего работника на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу в той же организации с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Продолжительность перевода на другую работу для замещения отсутствующего работника не может превышать одного месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря).

Исходя из приведенных положений, перевод сотрудников на другую работу для выполнения обязанностей временно отсутствующего работника на условиях статьи 74 ТК РФ влечет за собой освобождение их от исполнения обязанностей по основной должности (профессии). Доплата же за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника вводится в тех случаях, когда сотрудник наряду с выполнением трудовых обязанностей по своей основной должности (профессии) в пределах установленной продолжительности рабочего дня привлекается к выполнению обязанностей по должности (профессии) временно отсутствующего работника.

Учитывая положения статьи 423 ТК РФ, при документальном оформлении указанных режимов, а также решении ряда иных вопросов, связанных с введением и изменением доплат за совмещение профессий (должностей), организации вправе руководствоваться положениями следующих нормативных правовых актов:

Постановления Совмина СССР от 4 декабря 1981 г. № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту - Постановление Совмина № 1145 );

Инструкции Госкомтруда СССР от 14 мая 1982 г. № 53-ВЛ «По применению постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)»;

Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. № 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства», утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. № 820/39 (в редакции изменений от 11 декабря 1986 г.).

Однако, учитывая тот факт, что приняты данные нормативные акты были еще задолго до введения в действие Трудового кодекса РФ, то их положения могут применяться только в той части, в которой они не противоречат действующему законодательству, а также с учетом сложившейся на сегодняшний день судебной практики.

Введение, изменение и прекращение условий о совмещении профессий (должностей)

Совмещение профессий (должностей) допускается, как правило, в пределах той категории персонала, к которой относится данный работник (рабочие, инженерно-технические работники, служащие и другие).

Совмещение оформляется приказом руководителя с указанием совмещаемой профессии (должности), объема дополнительной работы, размера доплаты и периода, на который она вводится (совмещение может осуществляться в рамках определенного периода времени или без указания срока).

Оформление отмены или уменьшения доплаты за совмещение также осуществляется приказом по организации, при этом об изменении условий совмещения работник должен быть предупрежден в письменной форме за два месяца, если только совмещение не вводилось на строго определенное время. Необходимость такого предупреждения обусловлена положениями статьи 72 ТК РФ.

Совмещение вакантных должностей может производиться несколькими сотрудниками. При этом размеры доплат данным сотрудникам рекомендуется устанавливать таким образом, чтобы они не превышали в суммарном выражении (в рублях) должностного оклада (тарифной ставки) по вакантной должности. В противном случае установление доплат экономически нецелесообразно.

Размер доплаты устанавливается по соглашению между работником и работодателем (администрацией организации) исходя из фактически выполняемого объема работ по вакантной должности в процентах от тарифной ставки (должностного оклада) по основной должности. Если совмещение производится неполное рабочее время (например, неполный месяц из-за болезни) доплата начисляется пропорционально за фактически отработанное время.

Пример 1

Должностной оклад работника, замещающего должность бухгалтера по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками составляет 5000 рублей.

В одном из месяцев в связи с длительной болезнью бухгалтера по учету расчетов с работниками по оплате труда (должностной оклад в месяц - 4800 руб.), работнику установлена доплата за замещение должности временно отсутствующего бухгалтера по расчетам с работниками по оплате труда в размере 60 процентов от должностного оклада.

Заработная плата сотрудника за отчетный месяц составит 8000 руб., в том числе:

  • должностной оклад - 5000 руб.;
  • доплата за замещение - 3000 руб. (5000 руб. x 60%).

Вся сумма пособия по временной нетрудоспособности заболевшего сотрудника оплачена из средств социального страхования, а именно начисленных к уплате сумм единого социального налога в его части, уплачиваемой в ФСС РФ, в связи с чем введение доплаты за замещение не потребует от работодателя дополнительных расходов по оплате труда.

Если же бухгалтер по учету расчетов с работниками по оплате труда направлена в длительную служебную командировку с сохранением за ней среднего заработка, то введение доплаты за замещение потребует от работодателя дополнительных расходов в сумме 3000 руб. за полностью отработанный месяц.

Учет по совмещаемой работе в табеле учета использования рабочего времени не производится, поэтому его целесообразно вести отдельным порядком в структурных подразделениях организации.

Экономически нецелесообразным является распространение совмещения на руководителей предприятий, их заместителей и помощников.

При ухудшении качества продукции, выполненной работы или обслуживания населения, совмещение и доплаты за него могут прекращаться с момента выявления этого ухудшения.

Особенностью заместительства является то обстоятельство, что при таком режиме исполнение обязанностей временно отсутствующих работников называется временным заместительством (для руководящих должностей) или временным замещением (для других). При этом замещающий работник также не освобождается от своей основной работы, а исполнение обязанностей как по своей должности, так и по должности отсутствующего работника, осуществляется без увеличения рабочего дня.

Если обязанности руководителей возлагаются на их заместителей или помощников, доплаты рекомендуется не производить, так как сами обязанности по таким должностям и их статус подразумевают собой выполнение в отсутствие руководителей их обязанностей.

Допуск, оплата, освобождение от временного замещения производятся аналогично, как и при установлении совмещения профессий. Однако, необходимо отметить, что так как замещение производится невакантной должности (то есть временно отсутствующего работника), то следует определять экономический эффект от данной процедуры. Если замещается должность работника, находящегося на «больничном», оплата которого производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, то введение замещения с ограничением его тарифной ставкой (должностным окладом) по исполняемой работе не требует от работодателя дополнительных затрат на оплату труда по сравнению с нормальным производственным процессом. В случае же нахождения работника в длительной командировке или в других случаях, когда за ним сохраняется заработная плата в организации, введение замещения потребует дополнительных затрат и вопрос его введения будет зависеть во многом от необходимости (важности, срочности) этого замещения.

В соответствии с Разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. № 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства» замещающему работнику выплачивается разница между его фактическим окладом (должностным, персональным) и должностным окладом замещаемого работника (без персональной надбавки). Однако учитывая то обстоятельство, что такая схема дополнительной оплаты труда напрямую противоречит положениям статьи 151 ТК РФ, при замещении работнику следует выплачивать именно доплату, а не оплачивать разницу. Впрочем, как возможный вариант размер выплачиваемой доплаты может определяться исходя из определяемой разницы.

Заметим ряд примечательных моментов, касающихся использования системы совмещения профессий (должностей).

Во-первых , уменьшение численности работников в бюджетных учреждениях в результате совмещения профессий (должностей) не может служить основанием для изменения вышестоящими органами установленного организации лимита численности и утвержденного для нее штатного расписания, а также упразднения подразделений, одним из условий создания которых является наличие определенной численности работников.

Согласно Единых рекомендаций по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2005 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 29 декабря 2004 г., протокол № 4) доплаты за совмещение профессий (должностей) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы включены в перечень гарантированных выплат компенсационного характера. Это означает ни что иное, как обязательную выплату указанных доплат в бюджетных учреждениях за счет средств бюджетного финансирования.

Во-вторых , за работниками, занятыми на работах с вредными условиями труда, совмещающими профессии (должности) и выполняющими свою основную работу в полном объеме, сохраняются предусмотренные действующим законодательством льготы в связи с условиями труда (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, бесплатная выдача молока и лечебно-профилактического питания) независимо от того, установлены ли эти льготы по совмещаемым профессиям (должностям). Работникам, которым по основной профессии (должности) указанные выше льготы действующим законодательством не предусмотрены, а по совмещаемой профессии (должности) предусмотрены, эти льготы должны предоставляться только за те дни, в которые работник работал по совмещаемой профессии (должности) не менее половины рабочего дня.

При этом продолжительность дополнительного отпуска рассчитывается пропорционально проработанному времени в условиях, дающих право на этот отпуск.

Применение условий о совмещении профессий (должностей) с учетом судебной практики

В последнее время условия о дополнительной оплате труда при совмещении профессии (должностей) явились предметом рассмотрения многочисленных судебных разбирательств.

В частности, предметом рассмотрения Решения Верховного суда Российской Федерации от 21 января 2003 г. № ГКПИ 02-1359 явились положения подпункта «а» пункта 15 Постановления Совмина № 1145, которыми работникам из числа руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей запрещено совмещать профессии (должности) других работников.

Учитывая, что в должностные обязанности руководителей и их заместителей в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37) входит осуществление функций своих подчиненных, а их оплата труда производится на уровне, превышающем размеры заработной платы подчиненных лиц, то положения Постановления Совмина № 1145 в части ограничения прав вышеуказанных категорий работников на совмещение должностей были признаны соответствующими нормам действующего трудового законодательства.

Однако принятое Верховным Судом Российской Федерации решение было отменено Определением Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № КАС 03-90.

По итогам указанных судебных решений положения подпункта «а» пункта 15 Постановления Совмина № 1145 в части ограничения прав руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей на получение доплат за совмещение профессий (должностей) были признаны не действующими с 25 марта 2003 года. Именно с указанной даты данные категории работников вправе претендовать на получение доплат на условиях, установленных статьей 151 ТК РФ.

В качестве объяснений принятых решений Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации указала на имеющееся у организаций, не финансируемых из бюджета, право по самостоятельному определению условий оплаты труда на основе принимаемых коллективных договоров, соглашений и прочих локальных актов без обязательного руководства при этом едиными тарифно-квалификационными справочниками.

Несмотря на то, что свое определение Верховный Суд построил на организациях внебюджетной сферы, указанные выше положения пункта 15 Постановления Совмина № 1145 признаны недействующими в полной мере, а потому право на совмещение должностей (профессий) имеют также руководители структурных подразделений и их заместители, занимающие должности в бюджетных учреждениях. При этом необходимо учитывать, что согласно положениям статей 135 и 145 ТК РФ соответствующие ограничения в бюджетных учреждениях могут быть установлены законами и иными нормативными правовыми актами.

Положения подпункта «а» пункта 15 Постановления Совмина № 1145 в части ограничения прав на получение доплат за совмещение профессий (должностей) работниками из числа главных специалистов были признаны недействующими Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 2003 г. № ГКПИ 03-1072, которое вступило в силу с 5 ноября 2003 года. Следовательно, и главные специалисты вправе требовать получения доплаты за совмещение при наступлении соответствующих условий.

Наряду с этим, действующая в настоящее время редакция подпункта «а» пункта 15 Постановления Совмина № 1145 не допускает совмещение должностей работниками из числа руководителей предприятий, учреждений, организаций, их заместителей и помощников. Предметом рассмотрения на заседаниях Верховного Суда и его Кассационной коллегии данная категория лиц не являлась, а потому следует считать, что ограничение их прав на совмещение должностей в настоящее время оставлено в силе.

Предметом рассмотрения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ (Определение от 11 марта 2003 г. № КАС 03-25) стали положения подпункта «а» абзаца 3 и абзаца 4 пункта 1 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. № 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства» в части ограничения прав на получение доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующих работников лицами из числа штатных заместителей или помощников отсутствующих, а также прав главных инженеров на получение такой доплаты за период замещения отсутствующего руководителя.

По итогам рассмотрения права указанных лиц на получение доплаты за замещение были восстановлены с 11 марта 2003 года.

Исходя из вышеизложенного, за исполнение обязанностей временно отсутствующих руководителей указанные выше категории работников вправе получать как минимум разницу между их фактическим окладом и должностным окладом замещаемого работника, как это предусмотрено в Разъяснении № 30/39. В силу же положений статьи 151 ТК РФ по согласованию с работодателем должна выплачиваться не разница в окладах, а доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размерах, согласованных сторонами трудовых отношений (в том числе и превышающая разницу в окладах).

При все этом необходимо учитывать, что несмотря на отмену соответствующих положений Разъяснения № 30/39, в бюджетных учреждениях права штатных заместителей или помощников руководителей, и главных инженеров на получение указанной доплаты в силу положений статей 135 и 145 ТК РФ могут быть ограничены соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.

Отраслевое регулирование вопросов, связанных с введением, изменением и отменой условий о совмещении профессий (должностей)

В организациях текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности Российской Федерации, на которые распространяется действие Отраслевого соглашения на 2005-2007 годы (зарегистрировано в Роструде 11 марта 2005 г., регистрационный номер 14/04-06), конкретный размер устанавливаемой работнику доплаты за совмещение профессий (должностей) определяется коллективным договором, но должен составлять не менее 40 процентов тарифной ставки (должностного оклада) по совмещаемой профессии.

В Министерстве обороны Российской Федерации доплаты за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются в соответствии с пунктом 4 раздела IX приложения № 1 к приказу Министра обороны от 8 марта 1993 г. № 130 «О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки» (в редакции изменений и дополнений).

Доплаты устанавливаются работникам, выполняющим в одной и той же воинской части наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы.

Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются без ограничения перечней совмещаемых профессий (должностей) исходя из фактически выполняемого объема работ по совмещаемой должности (профессии) или обязанностей отсутствующего работника. На установление доплат за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей отсутствующего работника используется экономия фонда заработной платы.

Руководителям учреждений, предприятий и организаций, их заместителям и помощникам, главным специалистам, руководителям структурных подразделений, отделов, служб, их заместителям и помощникам доплаты за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника не производятся. При этом следует признать, что такого рода положения приказа Министра обороны несколько противоречат действующему законодательству (см. предыдущую главу публикации).

Мастерам и начальникам участков доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника производятся на общих основаниях.

Соглашение о совмещении профессий (должностей) или выполнении обязанностей временно отсутствующего работника оформляется приказом командира воинской части с указанием совмещаемой профессии (должности) или должности (профессии) отсутствующего работника, объема дополнительно выполняемых обязанностей (работ) и размера доплат. При этом совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника может производиться при условии, если это экономически целесообразно, не ведет к ухудшению качества выполняемых работ по основной и совмещаемой работе и обеспечивает соблюдение правил и норм охраны труда и техники безопасности.

Размер доплаты за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливается администрацией по согласованию с работником в процентах от тарифной ставки (оклада) по основной профессии (должности) работника с таким расчетом, чтобы сумма доплат (с начислениями) не превышала тарифной ставки (оклада) по совмещаемой вакантной профессии (должности).

Работникам, которым по основной профессии (должности) действующим законодательством не предусмотрены льготы в связи с условиями труда (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, бесплатная выдача молока и лечебно-профилактического питания), а по совмещаемой профессии (должности) они предусмотрены, эти льготы должны предоставляться только за те дни, в которые работник работал по совмещаемой профессии (должности) не менее половины рабочего дня.

Среднему медицинскому (в том числе главным медицинским сестрам), фармацевтическому (в том числе начальникам (заведующим) аптек, отнесенных к V группе по оплате труда руководителей), младшему медицинскому персоналу за совмещение профессий (должностей) без ограничения перечнями совмещаемых профессий (должностей) устанавливается доплата без ограничения ее предельными размерами (пункт 25 раздела IV приложения № 4 к приказу Министра обороны от 8 марта 1993 г. № 130).

При этом врачи и провизоры могут совмещать должности (профессии) среднего медицинского, фармацевтического, младшего медицинского персонала военно-медицинских учреждений (подразделений) без ограничения перечнями совмещаемых профессий (должностей) и размерами доплат за совмещение. Совмещение врачами и провизорами одной специальности и квалификации других врачебных (провизорских) должностей допускается в исключительных случаях по перечням военно-медицинских учреждений (подразделений) и врачебных должностей, утверждаемым Главным военно-медицинским управлением Министерства обороны Российской Федерации.

Необходимо учитывать, что выполнение врачами и средним медицинским персоналом, а также провизорами и фармацевтами (с режимом работы более одной смены) военно-медицинских учреждений (подразделений) обязанностей временно отсутствующих других врачей, среднего медицинского персонала, провизоров и фармацевтов (вследствие болезни, отпуска, командировки и т.п.), оплачивается по фактически затрачиваемому рабочему времени по должности отсутствующего работника в одинарном размере и не считается совместительством.

В тех случаях, когда указанная работа выполняется вследствие неявки сменяющего работника к моменту окончания смены и невозможности заменить его другим работником, оплата производится как за сверхурочную работу.

При формировании фондов заработной платы на очередной год организации Минобороны России должны учитывать, что доплаты за совмещение профессий (должностей) в подсчет фонда не включаются, так как совмещение может иметь место только при наличии вакантных должностей, которые учитываются при расчетах планового фонда заработной платы.

В учреждениях Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков размер выплачиваемой работникам доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника определяется в соответствии с приказом ФСКН России от 13 июля 2004 г. № 210, - до 100 процентов от оклада (тарифной ставки) отсутствующих работников.

В таком же порядке размер доплаты определяется в бюджетных учреждениях, подведомственных Государственной фельдъегерской службе (см. приказ ГФС России от 5 марта 2004 г. № 75).

Работникам таможенных органов (оплата которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда для работников бюджетных учреждений) размер доплаты за совмещение профессий (должностей) устанавливается в соответствии с пунктом 6.2 Инструкции об оплате труда работников таможенных органов Российской Федерации, которая утверждена приказом ГТК России от 30 ноября 2000 г. № 1082.

Доплата устанавливается в размере до 100 процентов тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника, в соответствии с порядком, установленным в приложении № 5 к указанной Инструкции.

Согласно данному приложению под исполнением обязанностей временно отсутствующего работника (отпуск, болезнь и т.п.) понимается временное замещение, то есть исполнение обязанностей по не вакантной должности в отличие от совмещения профессий (замещающий работник не должен являться штатным заместителем или помощником отсутствующего работника).

Под совмещением профессий (должностей) в свою очередь подразумевается выполнение работником с его согласия наряду с основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой, вакантной (не одноименной) должности, или профессии в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (смены).

Расширение зон обслуживания означает повышение занятости (загруженности) работника путем увеличения числа обслуживаемых им объектов, убираемой площади и т.п. по сравнению с установленной нормой.

Увеличение объема выполняемых работ связано с выполнением дополнительных работ сверх нормативного объема, предусмотренного для данной профессии (должности) работника.

Размер доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ устанавливается исходя из фактически выполняемого объема работ по совмещаемой профессии (должности) с таким расчетом, чтобы сумма доплаты не превышала тарифной ставки (оклада) по совмещаемой профессии (должности).

В таможенных органах доплаты не производятся руководителям подразделений, их заместителям и помощникам, начальникам отделов, служб, их заместителям и помощникам, а также в тех случаях, когда совмещаемая работа предусмотрена в нормах затрат и обусловлена трудовым договором (входит в круг обязанностей работника, например, по должности «секретарь-машинистка» или поручается работнику в установленном законодательством порядке в связи с недостаточной загруженностью против действующих норм трудовых затрат по основной работе).

Порядок дополнительной оплаты труда за совмещение профессий (должностей) лиц из числа федеральных государственных служащих разъяснен в письме ГТК России от 2 декабря 2002 г. № 01-06/47498 «О доплате федеральным государственным служащим за исполнение обязанностей по должности временно отсутствующего сотрудника (государственного служащего) таможенного органа».

Возможность установления ежемесячной доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника государственному служащему подтверждена в письме Минтруда России от 14 октября 2002 г. № 4628-6. Конкретный размер указанной доплаты определяется по соглашению сторон трудового договора.

Государственному служащему, исполняющему обязанности по должности временно отсутствующего сотрудника или вышестоящей должности временно отсутствующего государственного служащего, наряду с денежным содержанием (с учетом всех установленных выплат по основной должности), выплачивается доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника (государственного служащего).

Размер доплаты определяется исходя из разницы между фактическим окладом, установленным по должности временно отсутствующего сотрудника (государственного служащего), и окладом по основной должности государственного служащего, рассчитанной с учетом надбавок за особые условия государственной службы, за выслугу лет и премии по результатам работы, установленных государственному служащему по основной должности на дату начала исполнения обязанностей по должности временно отсутствующего сотрудника (государственного служащего).

Для расчета применяется следующая формула: Сумма доплаты = (разница в окладах) + (разница в окладах) x % надбавки за особые условия государственной службы + (разница в окладах) x % надбавки за выслугу лет + (разница в окладах) x % премии по результатам работы.

Если например, государственному служащему (должностной оклад по основной должности - 2000 руб., надбавка за особые условия государственной службы - 80 процентов, надбавка за выслугу лет - 20 процентов, премия - 25 процентов), поручается исполнение обязанностей по должности временно отсутствующего сотрудника (оклад по должности - 2500 руб.), то кроме разницы в окладах (500 руб. = 2500 руб. - 2000 руб.) он вправе получить исчисленные на сумму разницы в окладах надбавки и премию (надбавка за особые условия государственной службы и разницы в окладах - 400 руб. (500 руб. x 80%); надбавка за выслугу лет - 100 руб. (500 руб. x 20%); премия - 125 руб. (500 руб. x 25%)). Всего сумма дополнительной оплаты (доплаты) составит 1125 руб.

В учреждениях здравоохранения при установлении доплат за совмещение профессий (должностей) могут быть учтены положения приказа Минздрава СССР от 19 июля 1982 г. № 700 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)». Указанным приказом, в частности, утвержден Перечень профессий и должностей работников учреждений здравоохранения, которым могут устанавливаться доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, на основании которого в каждом учреждении может разрабатываться и утверждаться конкретный перечень профессий и должностей работников, которым может устанавливаться доплата.

В образовательных учреждениях доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника может устанавливаться в отношении мастеров производственного обучения, выполняющих в том же образовательном учреждении наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой должности мастера производственного обучения (полностью или частично), в том числе в связи с временным отсутствием работника. На это обращено внимание в пункте 4.16 Рекомендаций об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, доведенных письмом Министерства образования и науки Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 26 октября 2004 г. № АФ-947/96.

  • Кадровое делопроизводство

Ключевые слова:

1 -1

Жизненные обстоятельства и Трудовой кодекс нередко предусматривают возможность законного отсутствия сотрудника на работе в течение длительного времени. Например, работник пребывает в очередном отпуске, проходит плановое обучение, надолго заболел или уехал в долгую командировку – все это время он не может выполнять свои основные обязанности. Однако, далеко не всегда работа может быть просто оставлена на означенное время, чаще ее прекращение нерентабельно, и тогда сотруднику необходима временная замена.

  • Как оформить ВРИО ­– временное исполнение обязанностей отсутствующего на законных основаниях работника?
  • Каким образом оплачивается такая деятельность?
  • Какие моменты не стоит упускать из виду?

Рассмотрим ниже все эти вопросы, а также поможем в составлении соответствующего приказа.

ВРИО по Трудовому кодексу РФ

Трудовой Кодекс Российской Федерации в ст. 60.2 говорит о совмещении профессий, увеличении количества возлагаемых трудовых функций, расширении зоны влияния, а также отдельно отмечает вопросы, касающиеся исполнения обязанностей работника, который временно отсутствует, но не освобожден от работы по трудовому договору. Эта статья введена в ТК на основании Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ.

Ст. 151 ТК РФ позволяет сотрудникам соглашаться на предложенную им дополнительную работу в придачу к основным обязанностям за прибавку к оплате.

Кадровики обычно понимают под ВРИО исполнение дополнительных трудовых функций вместе с основными обязанностями согласно подписанного трудового договора как по той же, так и по иной должности, предусматривающее дополнительное вознаграждение.

Поводы для введения сотрудника для ВРИО

Отсутствие сотрудника на работе, когда потребуется его временная замена, может быть вызвано различными причинами:

  • любой отпуск (ежегодный, декретный, за свой счет, для обучения и т.п.);
  • командировка;
  • больничный лист;
  • возложение общественных или государственных обязанностей (избирательная комиссия, занятость в качестве присяжного и пр.);
  • любые другие обстоятельства неявки на работу, в том числе и не выясненные.

Три вещи, без которых невозможно ВРИО

Для того, чтобы замена работника была законной, нужно одновременное соблюдение трех условий.

  1. Письменное соглашение сторон. Без письменно оформленного согласия сотрудника (допсоглашения) работодатель не может привлечь его к замене другого работника.
  2. Приказ по организации. Любой вариант замены должен быть оформлен приказом руководителя по учреждению, проведенного обычным порядком.
  3. Назначение доплаты за дополнительный труд. Временная замена должна быть оплачена сверх обычного вознаграждения занятого сотрудника. Размер законом не оговаривается, он может рассчитываться любым способом, удобным работодателю, на который согласен работник.

К СВЕДЕНИЮ! Подпись работника об ознакомлении с приказом не является законодательным обоснованием оформления замены. Необходим и дополнительный документ, специально оформляющий согласие обеих сторон, то есть и п.1, и п.2 должны быть в наличии, не исключая и не заменяя друг друга.

Варианты временной замены

ТК РФ предоставляет работодателю выбор из нескольких возможных способов привлечения сотрудника к временному исполнению дополнительных обязанностей.

  1. Своими силами . Используя собственные ресурсы фирмы, можно возложить дополнительные трудовые функции на согласного и подходящего для этой цели постоянного сотрудника. При этом следует учитывать важный нюанс:
    • если работнику поручили выполнять в дополнение к своей должности точно такие же, но дополнительные обязанности, такая замена будет проведена в рамках расширения зоны обслуживания или увеличения объема работы ;
    • если сотрудник берет на себя обязанности, связанные с другой должностью, речь пойдет о внутреннем совмещении .
  2. ВАЖНО! Работодателю следует трезво оценивать возможности сотрудника выполнять дополнительную работу вне своей основной должности.

  3. Перевод на время. Работодатель может на временной основе или даже на постоянной изменить трудовую функцию сотрудника, призванного заменить отсутсвующего (ст. 72 ТК РФ). Поменять можно должность и/или структурное подразделение на то, в котором трудился нуждающийся в замене работник.
  4. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В обычных ситуациях срок такого перевода в рамках одной организации обычно не превышает годичный срок. Но в оговоренных законом случаях, например, при переводе на декретное место, этот срок может быть увеличен.

  5. Перемещение. Его можно применить, если в результате условия трудового договора, подписанного сотрудником ранее, не изменяются (в таком случае, не нужно даже его согласие). Таким образом, нельзя переводить в другую местность, на другой оклад и др., но можно, к примеру, перевести работника на другой станок, в другой цех и т.п.
  6. ПРОВЕРЬТЕ! Если в трудовом договоре четко сформулировано структурное подразделение, где должен трудиться сотрудник, то перевести его в другое даже на идентичную должность без его согласия уже нельзя, так как меняются условия договора.

  7. Помощь со стороны . Если нельзя дополнительно загрузить «своего» сотрудника, можно пригласить для временной замены новые кадры. Совместительство (внутреннее или внешнее) допустимо применить, если заключается новый трудовой договор, но в этом случае речь идет не совсем о ВРИО. Более универсальным способом может выступить заключение срочного трудового договора (ст. 58 ТК РФ).

ВАЖНО ПОМНИТЬ! Срок действия такого оговора не может быть неопределенным, придется указать в нем или конкретную дату, или обстоятельства его расторжения (обычно указывают «до выхода основного рабтника»).

ВРИО – это не совместительство!

Путаница может возникнуть, так как у временной замены работника и совместительства есть общая черта – оба эти вида дополнительной загруженности выполняются работником, который при этом должен обеспечить обязательное выполнение и основной своей работы.

Отличия состоят в следующем:

  • Трудовой Кодекс регулирует эти виды дополнительной занятости разными статьями: совместительство рассматривается в ст. 44 ТК РФ, а ВРИО - ст. 60;
  • при совместительстве дополнительные обязанности нужно исполнять во время, не занятое основным трудом, а при ВРИО это происходит параллельно в рамках того же самого рабочего дня или смены;
  • для совместительства нужен новый трудовой договор, для ВРИО достаточно письменно оформленного согласия;
  • прекращение совместительства происходит только с расторжением соответствующего договора или истечением его срока, а для ВРИО возможна отмена в любое время (с предупреждением за 3 дня), как со стороны работодателя, так и занятого сотрудника.

Как составить приказ на ВРИО

Особенности формулировок в приказе зависят от выбранного способа замещения. В целом, приказ по предприятию обязательно должен содержать такие данные:

  • названия основной должности и той, что принимается в рамках замещения;
  • сроки выполнения дополнительной работы;
  • причину отсутствия замещаемого работника, если она установлена;
  • основание для оформления замещения (номер заключенного допсоглашения);
  • сумму назначенной доплаты;
  • подписи сторон об ознакомлении и согласии с приказом.

Пример приказа о временном замещении отсутствующего наемного работника

Общество с ограниченной ответственностью «Перекресток»

ПРИКАЗ № 14-7

О поручении дополнительных обязанностей в порядке совмещения должностей

В связи с отсутствием старшего экономиста Зарубиной Э.Л. по причине прохождения дополнительного обучения с отрывом от производства на основании ст. 60.2 и 151 ТК РФ

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Поручить экономисту Рубинштейну О.Д. выполнение во время установленного рабочего дня наряду с его основными обязанностями, определенными пудовым договором, дополнительной трудовой функции по участку Зарубиной Э.Л. в рамках расширения зоны обслуживания.
  2. Установить для Рубинштейна О.Д. дополнительное ежемесячное вознаграждение за выполнения обязанностей сверх основных в порядке совмещения в размере 75% оклада Зарубиной Э.Л.
  3. Определить срок увеличения объема работ Рубинштейна О.Д. с 13.02.2017 до 25.03.2017 г.

В трудовой деятельности иногда может возникнуть ситуация, когда уход сотрудника на отдых может нанести ущерб производственному процессу и деятельности организации, и чтобы минимизировать связанные с этим потери может производиться замещение работника на время отпуска. При этом ТК РФ содержит в себе различные нормативы, позволяющие заместить отсутствующего сотрудника иным работником. О том, как их применять, как проводится замещение работника на время декретного отпуска или же отпуска за свой счет и в иных ситуациях следует знать всем сторонам трудового договора.

Замещение работника на время отпуск – основные способы и особенности процедуры

Действующее трудовое законодательство предусматривает достаточно большое количество способов, при использовании которых есть возможность провести замещение работника на время отпуска по ТК РФ. При этом знать о них следует как работодателю, так и сотрудникам – как уходящим в отпуск, так и замещающим их лицам.

В целом, основных методов и способов замещения есть пять. Некоторые предполагают привлечение сторонних сотрудников, другие же – использование внутренних кадровых ресурсов организации. К видам и способам замещения работников во время отпуска так можно отнести:

  • Временный перевод одного из сотрудников организации на рабочее место отсутствующего работника. В данном случае законодательство строго регламентирует означенную процедуру, а также права и обязанности сторон в соответствии с положениями ТК РФ.
  • Совмещение должностей в рамках предприятия для одного из работающих сотрудников. В таковой ситуации совмещающий должности работник одновременно выполняет не только свои прямые должностные обязанности, но и работу ушедшего в отпуск лица за дополнительную плату или в соответствии с условиями договора или локальных нормативных актов предприятия.
  • Наём нового сотрудника по . Привлечение совместителя позволяет минимизировать затраты на труд и упростить оформление трудовых взаимоотношений.
  • Привлечение нового работника по . В данном случае работник привлекается на время отсутствия основного сотрудника, после чего трудовой договор расторгается.
  • Привлечение сторонних специалистов от и компаний. В таковой ситуации работодатель заключает договор на аутсорсинг или аутстаффинг, а его взаимоотношения с работником регулируются положениями не трудового, а гражданского законодательства.

Замещение работника на ответственной должности в некоторых случаях может быть обязательным.

Например, если отсутствующий сотрудник являлся единственным ответственным за охрану труда специалистом с соответствующей квалификацией, либо в иных случаях, когда это предусмотрено законодательством. Однако в большинстве ситуаций необходимость заместить работника на время отпуска диктуется лишь экономической целесообразностью для недопущения финансовых потерь предприятия за счет отсутствия работника.

Каждый из вышеописанных способов замещения работника на время отпуска будет рассмотрен более подробно с учетом всех нюансов и нормативов ТК РФ. Следует отметить, что работодатель обладает возможностью составления графика отпусков и изначально может регулировать возможные временные потери одного из работников. Однако в случае декрета, который может длиться вплоть до трех лет, или же при появлении оснований для внеочередного отпуска вне графика, работодатель может быть поставлен в неудобное положение и ему может потребоваться замена работника и срочный поиск вариантов для осуществления таковой.

Временный перевод для замещения отпуска одного из сотрудников

Если один из работников ушел на положенный ему отдых, замещение отпуска может быть произведено путем перевода другого работника на предприятии на его рабочее место. При этом правовое регулирование подобных действий раскрывается в положениях статей 72.1 и 72.2 ТК РФ и предусматривает предоставление переводимому работнику определенных гарантий.

Следует помнить, что перевести работника на место отсутствующего можно различными способами, а в некоторых ситуациях работодатель даже не должен спрашивать согласия работника на осуществление перевода. Так, без согласия работника, можно перевести его для замены ушедшего в отпуск сотрудника в следующих случаях:

При временном переводе, если он не был обусловлен трудовым договором, за замещающим сотрудником должен быть сохранен средний заработок по его основному месту работы, а если работа, на которую он переводится предусматривает более высокий уровень заработка – то он должен быть предоставлен замещающему сотруднику в полном объеме.

В остальных ситуациях для временного перевода на иную работу необходимо получить согласие самого заменяющего сотрудника. При этом допускается заключение дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором могут быть оговорены условия начисления заработной платы и предоставления других гарантий или льгот.

К преимуществам подобного замещения работника в отпуске можно отнести следующие особенности:

  • Возможность перевода специалиста, точно знающего все нюансы работы предприятия.
  • Простота поиска замены при большом штате работников.
  • Наименьшие затраты в случае замены работником с аналогичным окладом.

Недостатками же можно назвать:

  • Необходимость обеспечения ряда гарантий переводимому сотруднику.
  • Фактическое уменьшение трудового ресурса предприятия, так как в результате него окажется свободным место переведенного работника, и он не будет исполнять свои обязанности по основному месту работы.

Срочный трудовой договор для замещения сотрудника в отпуске

Правовые нормативы ТК РФ предполагают возможность замещения работника в отпуске сотрудником, нанятым по срочному трудовому договору. Правовое регулирование подобного трудоустройства рассматривается положениями статьи 59 ТК РФ. При этом основания для заключения срочного трудового договора работодателю искать не нужно – сама необходимость замещения отсутствующего работника является полноценным обоснованием срочности трудовых взаимоотношений.

Срочный трудовой договор автоматически свое действие при выходе на работу основного работника по возвращении его из отпуска.

Если сотрудник находился в отпуске и не вышел по тем или иным причинам на работу в течение пяти лет, то договор с заместителем теряет статус срочного и становится бессрочным, что следует учитывать в случае идущих один за одним декретных отпусков.

К преимуществам срочного трудового договора можно отнести следующие факторы и особенности:

  • Эффективное оформление взаимоотношений только на период отпуска.
  • Возможность установки иных трудовых условий, чем были у работника, ушедшего в отпуск, в том числе и меньшего уровня оплаты с соответствующим изменением должностного расписания.

Однако срочный трудовой договор имеет и ряд определенных недостатков. К таковым можно отнести:

  • Необходимость обеспечения полного пакета трудовых гарантий нанимаемому сотруднику.
  • Дополнительная нагрузка на кадровый отдел предприятия.
  • Наличие рисков при несвоевременном расторжении договора.
  • Сложность в подборе кандидатов, так как не все соискатели согласятся с временным характером работы.

Замещение работника в отпуске совместителем

Статьей 60.1 ТК РФ, а также Главой 44 ТК РФ устанавливается возможность работы по совместительству – при этом она может осуществляться как у одного работодателя, так и у разных. Совместительство предполагает работу на ином месте, помимо основного, в режиме неполного рабочего времени. Часто совместительства бывает достаточно, чтобы полностью заменить отсутствующего сотрудника или по крайней мере нивелировать негативные последствия его отсутствия. Однако подобное трудоустройство также имеет свои преимущества и недостатки.

К плюсам совместительства для замещения работника на время отпуск можно отнести:

  • Простоту в поиске соискателей. На совместительство может согласиться большее число соискателей, чем на срочный договор.
  • Экономию. За счет того, что работа по совместительству не может превышать 50% от основного рабочего времени, соответствующим образом уменьшается и зарплата совместителя – так, она может быть ниже МРОТ в пропорциональном соотношении к рабочему времени.
  • Отсутствие необходимости оформлять трудовую книжку. При работе по совместительству работодатель не обязан требовать от работника трудовую книжку, а запись в нее может быть внесена лишь по желанию самого совместителя.

Недостатками же подобной замены отсутствующего работника являются следующие факторы:

  • Меньший объем работы. За счет невозможности работать по совместительству в режиме полного рабочего дня, может потребоваться привлечение двух совместителей для исполнения работы одного человека.
  • Необходимость обеспечения определенных гарантий совместителю. В частности – предоставления ему отпуска в то же время, как и на основном месте работы вне зависимости от графика.

Совмещение должностей при замене сотрудника в отпуске

Законодательством в положениях статьи 60.2 ТК РФ предусматривается возможность возложения дополнительных должностных обязанностей по совмещению работы и исполнению работы иных работников на сотрудников предприятия. При этом таковое совмещение может как оплачиваться дополнительно, так и не требовать никакой дополнительной оплаты – однако ключевым фактором совмещения должностей является добровольное согласие сотрудника.

Если на работника изначально должностными обязанностями и трудовым договором возлагается необходимость замещать определенных сотрудников или определенные должности, в том числе и без повышения заработной платы, то никаких дополнительных соглашений с ним заключать не требуется.

К преимуществам подобного подхода можно отнести:

  • Возможность изначально предусмотреть замещение определенных работников и должностей иными.
  • Значительную экономию средств при незначительном или отсутствующем уменьшении эффективности работы.

Недостатками же совмещения являются:

  • Меньшая мотивация замещающих работников.
  • Необходимость предварительного указания обязанности замещения сотрудников.

Аутсорсинг и аутстаффинг для замещения работника в отпуске

Чтобы заместить работника в отпуске, работодатель вправе обратиться к организациям или частным предпринимателям, которые предлагают услуги аутсорсинга и аутстаффинга персонала. В данном случае фактически будет иметь место не заключение трудового договора, а гражданско-правового соглашения о предоставлении определенных услуг, которыми могут являться и непосредственные должностные обязанности сотрудника. Данный подход имеет ряд плюсов и минусов. В частности, к положительным его сторонам можно отнести:

  • Быстрый подбор специалистов в крупных городах.
  • Возможность гибкого указания обязанностей.
  • Отсутствие необходимости соблюдения трудовых гарантий и норм трудового законодательства в отношении заместителя.

Недостатками же подобных методов организации труда являются:

  • Более высокая стоимость в сравнении с трудом постоянного сотрудника.
  • Отсутствие рычагов влияния на исполнителя в рамках трудового законодательства.
  • Невозможность или риски при попытке использовать подобные методики при доступе к конфиденциальной информации в соответствии со служебными обязанностями.

Если один из работников временно отсутствует на рабочем месте по какой-либо причине, работодатель может привлечь к исполнению его обязанностей другого работника (с его письменного согласия – ст. 60.2 ТК РФ).

Заменить временно отсутствующего коллегу обычно необходимо в следующих ситуациях:

  • в случае болезни;
  • если он находится в отпуске (как в отпуске по случаю рождения ребенка, так и в плановом ежегодном, учебном и других отпусках);
  • на время нахождения в служебной командировке или на срок повышения квалификации;
  • в случае отстранения от работы (например, работник не прошел необходимый медицинский осмотр);
  • в случае выполнения отсутствующим сотрудником государственных или общественных обязанностей.

Если работник не освобождается от выполнения своей основной работы, но получает дополнительную нагрузку в виде исполнения обязанностей отсутствующего коллеги в свое рабочее время, ему устанавливается доплата за совмещение (то есть дополнительное вознаграждение). Срок, в течение которого работник будет заменять своего коллегу, а также объем выполняемой работы, другие детали должны быть согласованы в допсоглашении к трудовому договору.

Доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника

Обратите внимание, в письмах Минздравсоцразвития № 22-2-897 от 12.03.2012 г. и Роструда от 24.05.2011 г. № 1412-6-1 говорилось, что в некоторых случаях оплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника может не устанавливаться. Так, обязанность «подменить» отсутствующего коллегу с похожими обязанностями может быть предусмотрена должностной инструкцией работника, являясь одной из трудовых обязанностей работника. В таком случае какие-либо доплаты работодатель вправе вовсе не устанавливать. Но такой подход прямо противоречит ст. 151 ТК РФ, предусматривающей обязательную доплату при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы.

Устанавливать доплату сотрудникам, временно работающим «за двоих», нужно всегда, особенно в случае, когда трудовая нагрузка увеличивается значительно. Например, доплата за исполнение обязанностей начальника. Когда заместитель начальника отдела временно замещает своего руководителя, объем выполняемых им работ может возрасти в разы, например, если руководитель отсутствует в высокий сезон продаж.

Можно ли законно не доплачивать работникам за исполнение обязанностей отсутствующего сотрудника (на время отпуска, болезни, и т.д.). Достаточно ли будет только прописать такую обязанность в должностных инструкциях. И вообще, возможно ли не доплачивать.

Ответ

Ответ на вопрос:

Нет, нельзя

Требование о доплате непосредственно указано в ст. 60.2 и 151 ТК РФ. Невыполнение данного требования влечет риск привлечения к административной ответственности работодателя по п.6 ст. 5.27 КоАП РФ – выплата заработной платы не в полном размере или по п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ – формальное неисполнение требований ст. 60.2 и 151 ТК РФ

Действующее трудовое законодательство не допускает ситуаций, когда возложение на работника доп. работы было бы возможно без доплаты (ст. 60.2, 151 ТК РФ)

До марта 2003 г. в соответствии с пп. "а" и абз. 4 п. 1 Постановления, Разъяснение Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.12.1965 № 30/39О порядке оплаты временного заместительства права на получение разницы в окладах (между фактическим окладом отсутствующего работника и окладом замещающего работника) не имели штатные заместители или помощники отсутствующего руководителя, главный инженер (для случаев замещения отсутствующего руководителя организации). После вынесения Кассационной коллегией Верховного Суда РФ Определение Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 11.03.2003 № КАС03-25 указанные работники были восстановлены в праве на получение доплаты (названные положения Разъяснения признаны недействующими со дня вынесения Определения).

Таким образом, работникам, исполняющим обязанности временно отсутствующего руководителя или иного работника организации, доплата должна производиться независимо от занимаемых ими должностей.

Правомерность такого подхода подтверждают и суды: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.11.2016 №№ Ф07-9908/2016, А44-658/2016

При определении размеров доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника следует исходить из того, что они зависят от того, на каких условиях осуществляется заместительство. Если работник исполняет обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, то в соответствии со ст. 151 ТК РФ доплата ему производится в размере, устанавливаемом по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

Если исполнение обязанностей временно отсутствующего работника осуществляется на условиях перевода, то труд работника-заместителя оплачивается по выполняемой работе.

Нельзя вписывать в должностную инструкцию действия, которые относятся к другой трудовой функции, чтобы не оплачивать дополнительную работу (апелляционное определение Самарского областного суда от 9 июля 2014 г. № 33-6615/2014).

Выполнение работы в пределах основного рабочего времени сотрудника, которая не входит в его трудовые обязанности, можно оформить одним из двух способов:

 как совмещение профессий (должностей) (ст. 60.2 ТК РФ);

 как расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ);

При совмещении профессий сотрудник занимается дополнительной работой по другой должности в течение своего обычного рабочего дня. При этом дополнительная работа подлежит оплате и возможна только с письменного согласия сотрудника. Такие правила установлены в части 1 статьи 60.2 Трудового кодекса РФ.

Под расширением зон обслуживания и увеличением объема выполняемых работ понимают выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ).

Поручение доп. работы оформляется по конкретной должности, предусмотренной в штатном расписании и исключительно с письменного на то согласия работника и с установлением доплаты по соглашению сторон (ст. 60.2,151 ТК РФ) .

К аналогичным выводам приходят специалисты Минтруда. См. Письма Минтруда России от 20.07.2016 N 14-2/В-688 и от 26.12.2016 N 15-2/ООГ-4698.

Этой же позиции придерживаются и суды.

Так, например, Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в апелляционном определении от 26.03.2015 по делу N 33-4792/2015 указала, что выполнение работником обязанностей в соответствии с условиями дополнительного соглашения нельзя отнести к расширению зоны обслуживания, увеличению объема работы, поскольку штатным расписанием работодателя предусмотрена одна штатная единица по его должности (смотрите также апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12.07.2012 N 11-11218/2012).

Кроме того, суды отмечают, что обязательным условием выполнения работником дополнительной работы по другой должности является письменное соглашение сторон трудовых отношений (определения Воронежского областного суда от 10.06.2014 № 33-3117, Приморского краевого суда от 15.12.2015 по делу № 33-11469/2015 и др.). Поэтому без соглашения, в котором будут прописаны условия совмещения, не обойтись.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ситуация: Как оформить временное исполнение обязанностей отсутствующего сотрудника другим сотрудником (временное замещение)

Оформление временного исполнения обязанностей отсутствующего сотрудника

Документальное оформление временного замещения

Какие документы нужно оформить при установлении сотруднику временного замещения

Прежде чем оформить сотруднику временное замещение профессий (должностей), нужно получить его письменное согласие. Для этого заключите с сотрудником дополнительное соглашение к трудовому договору. В нем укажите:

 работу по должности, ее содержание и объем;

 размер доплаты за временное замещение профессий (должностей);

 срок, в течение которого сотрудник будет выполнять дополнительную работу.

Такой вывод позволяют сделать часть 2 статьи 57, статьи 60.2, 72, часть 2 статьи 151 Трудового кодекса РФ.

Совет: если организация не может определить момент выхода отсутствующего сотрудника на работу, то в дополнительном соглашении конкретную дату окончания временного замещения не фиксируйте. То есть при указании срока окончания временного исполнения обязанностей укажите: «до выхода отсутствующего сотрудника на работу».

На основании дополнительного соглашения (временном замещении). Типовой формы такого документа в законодательстве не предусмотрено. Поэтому составьте его в произвольной форме.

Доплата за временное замещение

В каком размере положена доплата сотруднику за временное замещение

При временном замещении должности сотруднику дополнительно к его заработку положена доплата.

Иван Шкловец , заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

© Материал из КСС «Система Кадры»
Готовые решения для службы персонала на www.1kadry.ru
Дата копирования: 27.11.2017

Справочник: Административная ответственность за нарушение трудового и миграционного законодательства

Область нарушений:

 публикация вакансий;

 трудовое законодательство;

 охрана труда;

 коллективные переговоры и исполнение коллективных соглашений;

 примирительные процедуры;

 забастовки;

 квоты инвалидам;

 несчастный случай на производстве;

 организация работы водителей;

 проведение спецоценки условий труда своими силами;

 работа с иностранцами;

 выполнение предписаний контролирующих органов;

 прием бывших госслужащих.

О сроках давности

Вид нарушения Наказание , Основание Область нарушения
Организация, ее должностные лица или предприниматель нарушили законодательство о труде (если иное не предусмотрено ч. 3, 4, 6 ст. 5.27 или ст. 5.27.1 КоАП РФ)

Для должностных лиц – предупреждение или штраф от 1000 до 5000 руб.

ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ Трудовое законодательство
Должностное лицо, не уполномоченное на это работодателем (например, начальник отдела), фактически допустило к работе сотрудника. При этом работодатель или его уполномоченный представитель отказались признать возникшие отношения трудовыми и заключить трудовой договор

Для граждан (недолжностных лиц) – штраф от 3000 до 5000 руб.

ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель уклоняются от оформления трудового договора

Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 руб.

ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель ненадлежащим образом оформили трудовой договор, в том числе подменили трудовой договор гражданско-правовым

Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 руб.

Для предпринимателей – штраф от 5000 до 10 000 руб.

Для организаций – штраф от 50 000 до 100 000 руб.

ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ
Организация, должностные лица или предприниматель не выдали зарплату или выплатили не полностью в установленный срок

Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 руб.

Для предпринимателей – штраф от 1000 до 5000 руб.

Для организаций – штраф от 30 000 до 50 000 руб.

ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ
Организация, должностные лица или предприниматель установили зарплату в размере меньше установленного трудовым законодательством

Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 руб.

Для предпринимателей – штраф от 1000 до 5000 руб.

Для организаций – штраф от 30 000 до 50 000 руб.

ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель повторно нарушили законодательство о труде. Ранее нарушителя уже привлекали к ответственности за аналогичное нарушение по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ

Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Для предпринимателей – штраф от 10 000 до 20 000 руб.

Для организаций – штраф от 50 000 до 70 000 руб.

ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель повторно нарушили законодательство о труде. Ранее нарушителя уже привлекали к ответственности за аналогичное нарушение по ч. 3 и 4 ст. 5.27 КоАП РФ

Для граждан – штраф 5000 руб.

Для должностных лиц – дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Для предпринимателей – штраф от 30 000 до 40 000 руб.

Для организаций – штраф от 100 000 до 200 000 руб.

ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ
Организация, должностные лица или предприниматель повторно нарушили законодательство о труде. Ранее нарушителя уже привлекали к ответственности за аналогичное нарушение по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ

Для должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 руб. либо дисквалификация от года до трех лет.

Для предпринимателей – штраф от 10 000 до 30 000 руб.

Для организаций – штраф от 50 000 до 100 000 руб.

ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ

Срок для уплаты административного штрафа за нарушения трудового и миграционного законодательства составляет 60 дней. Отсчет срока начинается со дня вступления в силу постановления о привлечении к ответственности либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа (ст. 32.2 КоАП РФ).

Для малых и средних предприятий и предпринимателей, их работников штрафы заменены на административное предупреждение. Такое правило действует, даже если предупреждение не предусмотрено статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При этом вместо штрафа будет предупреждение, если:

 нарушение совершено впервые;

 нет материального ущерба;

 нет угрозы возникновения природных или техногенных чрезвычайных ситуаций;

 нет вреда или угрозы:
– жизни и здоровью людей;
– животным и растительности, окружающей среде;
– памятникам истории и культуры;
– безопасности России.

Правило не распространяется на правонарушения, которые предусмотрены статьями 14.31–14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8–19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Это следует из части 3 статьи 1.4, части 3 статьи 3.4, части 3.5 статьи 4.1, статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

К распространению информации относится:

 публикация в печати;

 трансляция по радио и телевидению;

 демонстрация в кинопрограммах и других СМИ;

 распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи;

 аудиовизуальные объявления на досках, в общественных местах;

 распространение в виде печатной продукции (листовки, буклеты, рекламная продукция).

К ограничениям дискриминационного характера в объявлениях о вакансиях относится ограничение прав соискателей или установление их преимуществ в зависимости от следующих факторов:

 пола, расы, цвета кожи, национальности, языка;

 происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения;

 возраста;

 места жительства;

 отношения к религии, убеждений;

 принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или социальным группам;

 других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами.

Указанная мера ответственности фактически будет применяться с 1 июня 2017 года (ч. 2.1 ст. 3 Закона от 7 мая 2013 г. № 92-ФЗ).

Под средствами индивидуальной защиты в целях привлечения к ответственности по данному основанию следует понимать средства индивидуальной защиты, которые технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» относит ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику (примечание к ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового или миграционного законодательства составляет один год со дня совершения соответствующего административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гарантия, качество продукции Мы гарантируем высокое качество продукции Гарантия, качество продукции Мы гарантируем высокое качество продукции Квалификация техник какой разряд Что означает квалификация техник Квалификация техник какой разряд Что означает квалификация техник Презентация Презентация "Настольный теннис" по обществознанию – проект, доклад