Раскрытие аффилированных лиц. Какие сейчас сроки для изменения данных в списке аффилированных лиц? Список аффилированных лиц

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", далее - Закон об АО).

Для ООО обязанность по ведению списка аффилированных лиц прямо не установлена законом. Однако законодательством установлена обязанность ООО хранить списки аффилированных лиц общества (абз. десятый п. 1 ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", далее - Закон об ООО). Из данной нормы можно сделать вывод, что ООО также необходимо вести списки своих аффилированных лиц.

Обязанность по хранению списка своих аффилированных лиц установлена также для унитарных предприятий (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

Публичное или непубличное акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, должно раскрывать списки своих аффилированных лиц (ст. 92 Закона об АО, абзац пятый п. 69.1 , абз. пятый п. 69.4 , п. 73.2 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", далее - Положение о раскрытии информации). Форма списков установлена приложением N 4 к Положению о раскрытии информации.

Данные акционерные общества должны опубликовывать на странице в сети Интернет список аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала. Список подлежит размещению в сети Интернет не ранее даты окончания отчетного квартала и не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала (п. 73.3

Список аффилированных лиц АО должен быть доступен в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного для его опубликования (п. 73.4 Положения о раскрытии информации).

Непубличные акционерные общества, которые не осуществляют публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, а также общества с ограниченной ответственностью и унитарные предприятия не обязаны применять установленную Банком России форму для ведения списков аффилированных лиц. Соответственно, такие юридические лица могут вести списки своих аффилированных лиц в свободной форме. Обязанности по опубликованию списка аффилированных лиц для таких АО, а также ООО и унитарных предприятий не установлена.

По заявлению акционерного общества Банк России вправе освободить его от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (ст. 92.1 Закона об АО, ст. 30.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"). Такие акционерные общества также вправе вести списки своих аффилированных лиц в свободной форме.

Внимание

АО и ООО обязаны по требованию соответственно акционера и участника общества предоставить им доступ к спискам аффилированных лиц или предоставить копии списка (п. 1 и п. 2 ст. 91 Закона об АО, п. 4 ст. 50 Закона об ООО).

Исполнение АО обязанности по раскрытию списка своих аффилированных лиц не освобождает АО от исполнения обязанности по предоставлению такого списка акционеру общества по его требованию (см. постановление АС Волго-Вятского округа от 29.09.2016 N Ф01-4143/16).

В дополнении к указанному порядку специальные правила ведения списка аффилированных лиц и предоставления содержащейся в нем информации уполномоченным органам установлены для:

Кредитных организаций (положение Банка России от 20.07.2007 N 307-П "О порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций", указание Банка России от 24.11.2016 N 4212-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации");

Страховщиков (Указание Банка России от 30.11.2015 N 3860-У "О формах, сроках и порядке составления и представления отчетности страховыми организациями и обществами взаимного страхования в Центральный банк Российской Федерации").

Юридическое лицо вправе установить дополнительные правила ведения списка аффилированных лиц в своих внутренних документах.

Информация в списке аффилированных лиц должна быть актуальной, то есть достоверной в любой момент времени. Соответственно, юридическим лицам рекомендуется учитывать аффилированных лиц по мере того, как им становится известным, что какое-либо лицо стало аффилированным с ним или, наоборот, перестало быть таковым. В связи с этим изменения в список аффилированных лиц необходимо вносить в тот момент, когда наступают обстоятельства, с которыми законодательство связывает изменения в составе аффилированных лиц (см. также постановление Пятого ААС от 10.07.2013 N 05АП-6046/13).

Аффилированные лица АО обязаны в письменной форме уведомить АО о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций (п. 2 ст. 93 Закона об АО).

До 01.01.2017 аффилированные лица ООО обязаны были уведомить в письменной форме ООО о принадлежащих им долях или частях долей не позднее, чем в течение десяти дней с даты приобретения доли или части доли, которые с учетом принадлежащих указанным лицам долей в уставном капитале ООО предоставляют право распоряжаться более чем 20% от общего количества голосов участников ООО (абзац второй п. 6.1 ст. 45 Закона об ООО в ред. до 01.01.2017). С 01.01.2017 вступили в силу изменения, внесённые Федеральным законом N 343-ФЗ от 03.07.2016, и в новой редакции ст. 45 Закона об ООО отсутствуют любые упоминания об аффилированных лицах. В законодательстве не урегулирован порядок формирования списков аффилированных лиц ООО.

В настоящее время ответственность ООО и АО за невыполнение обязанности по ведению учета их аффилированных лиц и хранению списков аффилированных лиц общества не установлена.

Причиной зависимости одного самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности от другого с точки зрения законодательства могут быть отношения различного рода:

Имущественные, основанные на преобладающем участии в уставном капитале хозяйственного общества;

Договорные, основанные на наличии договорных обязательств, позволяющих одной стороне определять условия ведения предпринимательской деятельности другой стороной (например, договор кредита с залогом имущества);

Организационно-управленческие, в частности, основанные на участии физических лиц в органах управления юридических лиц;

Родственные.

Законодатель отдельно выделяет аффилированных лиц юридического и физического лица.

Аффилированными лицами юридического лица в соответствии с положениями Закона о конкуренции являются:

Член его совета директоров или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

Лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

Лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

Юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

Лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

Юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.



В правовой литературе неоднократно указывалось на недостатки определения аффилированности в российском законодательстве

и "группа лиц"

Как следует из приведенных положений, институт аффилированных лиц в российском законодательстве пока определяется в контексте антимонопольного понятия "группа лиц". Понятия "аффилированные лица" и "группа лиц" относятся друг к другу как общее к частному, поскольку лица могут быть признаны аффилированными по иным критериям, а не только в связи с принадлежностью к группе лиц.

Отличие аффилированных лиц и группы лиц заключается в степени влияния или глубине экономического контроля: для признания лица аффилированным достаточно наличия менее тесных взаимосвязей, чем для установления группы лиц.

Например, в группу входят два юридических лица, одно из которых имеет право распоряжаться более чем 50% от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции другого юридического лица. Для признания аффилированными достаточно иметь 20% голосов. Если в качестве примера рассматривать формирование управленческих органов, то физическое лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица, составляет с ним группу лиц. Что касается аффилированности, то не только лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа, но и члены совета директоров, члены коллегиального исполнительного органа являются аффилированными лицами этого юридического лица.

В специальной литературе правовое регулирование аффилированности через понятие "группа лиц" неоднократно подвергалось справедливой критике. Так, Т. Бойко пишет, что исследуемые понятия относятся к двум совершенно самостоятельным отраслям законодательства, каждая из которых имеет свой собственный предмет и метод регулирования. Антимонопольное (конкурентное) право в основном содержит черты публичного права, поскольку призвано защищать публичный интерес, который заключается в создании конкурентных отношений между продавцами на рынке, а также в защите участников рынка от монополистических действий лиц, занимающих на нем доминирующее положение; государство регулирует такие правоотношения по большей части императивно-властными методами. Корпоративное законодательство, напротив, стоит на защите частных интересов инвесторов, обеспечивает нормальное функционирование внутрикорпоративных механизмов путем создания прозрачных процедур взаимодействия менеджмента и владельцев компаний, используя при этом частноправовые методы регулирования

Закон о защите конкуренции 2006 г. определяет "группу лиц", не привязывая ее к категории аффилированности. Перед законодателем сегодня стоит важная для правоприменительной практики задача - разработать адекватное требованиям времени понятие "аффилированное лицо", избегая при этом выявившихся в процессе применения прежнего Закона о конкуренции недостатков.

Список аффилированных лиц акционерного общества (нюансы)

Список аффилированных лиц акционерного общества – это документ, содержащаяся в котором информация может быть использована в различных аспектах хозяйственной жизни АО (условия сделок, размер налогов и т. п.). О том, кто должен быть включен в такой список, как должна раскрываться информация и о некоторых других вопросах мы расскажем в данной статье.

Понятие аффилированных лиц

Понятие аффилированного лица (далее - аф. л.) не раскрывают ни Гражданский кодекс РФ, хотя упоминает их в ст. 53.2, ни закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ, хотя также упоминает их в ст. 93. Оба указанных законодательных акта отсылают к ст. 4 закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-1. Основным критерием аффилированности является способность оказывать влияние на деятельность юридического лица, в нашем случае - на деятельность акционерного общества (далее - АО).

Важно! Само по себе наличие аффилированности не порождает для АО каких-либо негативных последствий. Они возникают только тогда, когда законодатель прямо предусмотрел такие последствия в связи с аффилированностью.

Кроме того, нельзя забывать, что помимо аф. л. законодатель предусмотрел и смежные понятия: «дочерности» (ст. 67.3 ГК РФ), взаимозависимости (ст. 105.1 НК РФ), контролирующих и подконтрольных лиц (ст. 2 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ), связанных лиц (ПБУ 11/2008), бенефициарных владельцев (с 21.12.2016 - ст. 6.1 ФЗ от 07.08. 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации…»), а также группы лиц (ст. 9 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ). Подробнее о дочерних обществах можно узнать из статьи «Дочернее общество - это…» на нашем сайте. В данной же статье рассматривать отличия указанных понятий не будем.

Проверку и оценку информации, является или нет то или иное лицо аф. л. АО, каждая фирма осуществляет сама, в т. ч. используя поступающие уведомления от самих аф. л.

Кто является аффилированным лицом

Законодатель предусмотрел, что аф. л. как стороной влияния в определенном смысле могут быть как физические, так и юридические лица (в т. ч. некоммерческие), а именно:

  1. Физические лица:
    • член совета директоров АО;
    • руководитель или член коллегиального исполнительного органа;
    • лицо, принадлежащее к той же группе лиц, что и АО (по смыслу закона 135-ФЗ);
    • акционер с количеством акций более 20%.

    Важно!

    Суды (см. постановление Президиума ВАС РФ от 22.03.2012 по делу № А60-41550/2010-С) отмечают, что для определения аффилированности статус индивидуального предпринимателя или занятие предпринимательской деятельностью не требуются.

  2. Юридические лица:
    • акционер с количеством акций более 20%;
    • члены финансово-промышленной группы и (или) группы лиц.

    Важно!

    Несмотря на наличие в законе указания на членство в финансово-промышленной группе как признак аф. л., такой критерий по сути уже не применяется, т. к. закон «О финансово-промышленных группах» от 30.11.1995 № 190-ФЗ утратил свою силу с 05.07.2007.

    Обратите внимание!

    Как в доктрине, так и в судебной практике (см. постановление Президиума ВАС РФ от 06.12.2011 № 11523/11 и др.) дискуссионным остается вопрос о том, могут ли быть аф. л. публично-правовые образования, в т. ч. РФ (см. письмо ФАС от 27.03.2007 № АК/4056).

Форма списка аф. л. АО утверждена на подзаконном уровне (см. приложение № 4 к Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденному Банком России 30.12.2014 № 454-П [далее - Положение]). Необходимо помнить, что для кредитных организаций существуют отдельные требования как по общему списку аф. л. (см. указание ЦБ РФ от 12.11.2009 № 2332-У), так и по списку аф. л. из группы лиц, в которую также входит банк. В силу особой специфики указанных субъектов подробно на них в нашей статье останавливаться не будем.

Итак, список аф. л. содержит информацию двух групп.

  1. Первую группу составляют данные об АО как эмитенте: название АО, адрес, адрес в сети Интернет, подписи ответственных лиц, а также код эмитента и дата, на которую искомый список аф. л. составлен.
  2. Вторую группу составляют данные о входящих в указанный список лицах: имя или наименование, адрес, основания внесения и дата возникновения такого основания, а также доля акций лица из указанного списка как в общем числе обыкновенных акций, так и в уставном капитале АО в целом.

Кроме того, список аф. л. должен содержать как статическую информацию, так и изменения в содержании за определенный период. Важно знать, что внесению подлежит не только содержание изменения и дата его наступления, но и дата внесения таких изменений в список аф. л.

Случаи использования информации об аффилированных лицах

Несмотря на то что, как уже указывалось выше, понятие аффилированности раскрывается в законе о конкуренции, применение этого института гораздо шире борьбы с монополистической деятельностью. Зафиксированная в списке аф. л. АО информация может найти свое применение в следующих ситуациях:

  • возмещение убытков от заведомо невыгодных сделок (см. постановление Президиума ВАС РФ от 15.10.2013 по делу № А09-1562/2012);
  • оспаривание процессуальных решений (результат экспертиз - постановление ФАС МО от 22.02.2012 по делу № А40-132408/10-141-1098, отказ от иска - постановление ФАС УО от 23.04.2015 по делу № Ф09-10258/13 и др.);
  • обязанность уведомлять о приобретении новых дополнительных акций этого АО;
  • недобросовестность при участии в публичных торгах (см. постановление Президиума ВАС РФ от 24.06.2014 № 3891/14);
  • совершение сделки с заинтересованностью (определение КС РФ от 02.11.2011 № 1486-О-О);
  • банкротство (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.03.2014 по делу № А69-845/2013, определение ВС РФ от 08.04.2015 № 305-ЭС14-1353 и др.);
  • оспаривание решения третейского суда (постановление КС РФ от 18.11.2014 № 30-П, определение ВС РФ от 19.03.2015 по делу № 310-ЭС14-4768 и др.).

Способы раскрытия информации об аффилированных лицах

Можно предположить, что основной смысл ведения списка аф. л. заключается не только в фиксации информации, но и в предоставлении возможности всем заинтересованным лицам, причем неопределенному кругу таких лиц, знакомиться с этой информацией. Поэтому законодатель и предусмотрел обязанность АО раскрывать информацию о своих аф. л.

В упоминавшемся выше Положении в п. 73.3 установлена обязанность АО публиковать на своем сайте в сети Internet список аф. л. по состоянию на конец отчетного периода. Важно отметить, что Положение строго устанавливает не только сроки публикации указанного списка (2 рабочих дня с момента окончания отчетного периода), но и сроки доступности его для ознакомления (3 года). Таким образом установлен запрет на недобросовестные действия эмитентов в этой области, такие как публикация и последующее удаление информации с сайта.

Дополнительно к обязанности публиковать сведения о списке аф. л. во Всемирной паутине законодатель в ч. 2 ст. 91 закона 208-ФЗ установил обязанность предоставлять такой список акционерам по их требованию в месте нахождения генерального директора или иного исполнительного органа АО (см. указание Банка России «О дополнительных требованиях …» от 22.09.2014 № 3388-У).

Риск! Неполное раскрытие информации или включение в список аф. л. заведомо недостоверных сведений также считается недобросовестным поведением, за которое законодатель предусмотрел административную ответственность - см. ст. 15.19 КоАП РФ (а для кредитных организаций еще и дополнительно по ст. 19.7.3 КоАП РФ).

Таким образом, список аффилированных лиц АО может быть использован заинтересованными лицами в разных случаях хозяйственной жизни общества. При этом установлены жесткие требования как к его форме, так и к срокам опубликования. Однако определением того, кто входит в этот список, занимается каждое АО самостоятельно на основе определения закона.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Снеговик: история возникновения символа зимы и нового года Просмотр содержимого документа
 «Презентация Снеговик: история возникновения символа зимы и нового года Просмотр содержимого документа «Презентация "День рождения снеговика"» Заготовительное производство в машиностроении Заготовительное производство в машиностроении Заготовительное производство в машиностроении Заготовительное производство в машиностроении Презентация по физической культуре на тему Презентация по физической культуре на тему