В закрытом тендере рассылаемый бриф может включать. Как проводить тендеры: пошаговая инструкция. Конкурсное Предложение состоит из двух частей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Тендер - конкурентноспособная форма отбора услуг на поставку товаров, предложение услуг или же исполнение работ по заблаговременно заявленным в документации условиям, в обоворенные сроки на понятиях состязательности, справедливости и производительности. Договор заключается с победителем тендера -- соучастником, подавшим предложение, отвечающее требованиям документации, в каком предложены лучшие условия

рис.1. Закупки.Тендер

Суть конкурсных торгов (тендеров) состоит в том, что: потребитель () заявляет конкурс для продавцов (генпоставщиков) на продукт или же сервисы с заблаговременно определенными данными; сопоставляет приобретенные предложения; в последствии сопоставления подписывает уговор () с тем торговцем или же поставщиком, который предложил более интересные для потребителя (клиента) условия.

Задача проведения тендера - выбор лучшего предложения. Тендер ведется на безвозмездной базе и согласно с определенными правилами. Следовательно, тендер представляет из себя добровольное свободное соревнование генпоставщиков за получение заказа.

Привлечение наилучших экспертов и фирм, способных сделать зачинщику консалтинговые (тренинговые, рекрутинговые и так далие) предложения на высочайшем проф уровне;

Выбор лучшего предложения по предоставлению консалтинговых (тренинговых, рекрутинговых и так далие) услуг

Виды тендеров:

-открытые тендеры;

-закрытые тендеры;

-специализированные закрытые торги;

-двухэтапные тендеры;

-запросы котировок;

-закупки у единственного источника.

Главным методом муниципальных закупок считаются тендеры - метод выдачи заявок на поставку продуктов, предоставление услуг либо проведение подрядных дел по заблаговременно заявленным в конкурсной документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и производительности. Муниципальный договор заключается с победителем этого тендера - соучастником, подавшим предложение, отвечающее притязаниям конкурсной документации и содержащее лучшие условия (не очень нужно - - малое по стоимости). Конкурсы разделяются на открытые и замкнутые, имеют все шансы проводиться в 1 либо 2 шага. В открытых конкурсах (тендерах) имеют все шансы принять участие всевозможные правомочные поставщики. Когда предметом конкурса считается договор на поставку технически трудоемких продуктов (дел, услуг) выполняемых урезанным количеством генпоставщиков (исполнителей), а так же когда идет речь о закупках, связанных с государственной тайной (поставки на дела обороны и госбезопасности) ведутся замкнутые тендеры. В такой ситуации в конкурсе имеют все шансы участвовать исключительно поставщики, получившие индивидуальное приглашение.

рис.2 По сути это и есть заключение контракта между 2 сторонами

Процедуры государственных закупок:

1) Тендеры с урезанным участием. Перечень соучастников заблаговременно не известен, хотя урезан какими-то критериями, к примеру наличием особого допуска, принадлежностью к конкретному государству, то это тендер с урезанным участием. Операция тендерных закупок с урезанным кругом соучастников используется тогда, когда она носит трудоемкий или же узкоспециализированный характер, также в подобной операции имеют шансы принять участие ограниченное число соучастников. В период проведения тендеров с урезанным участием тендерные предложения правомочны давать только те соучастники, которые приглашены заказчиком поучаствовать в процедуре закупки.

2) По допустимости перемены конкурсных требований. Тендеры помимо прочего возможно обозначать по допустимости перемены конкурсных притязаний к продукции в ходе обсуждения конкурсных заказов меж инициатором и соучастниками.

Одноэтапные тендеры - вид тендера, который ведется в 1 шаг, где лицо хотящее принять участие в тендере, подает в одно и тоже время документы для определения соучастников тендера и фаворита тендера. В этом виде тендера переговоры воспрещены.

Двухэтапные тендеры - вид тендера, который проходит в 2 шага с проведением на первом шаге переговоров по тех. доли услуг генпоставщиков. Двухэтапные тендеры (открытые или же замкнутые) организуются в случае закупок трудной продукции, когда клиенту проблемно конкретно сформулировать требованию к предмету конкурса или же нужно было провести переговоры с поставщиками (исполнителями) в целях определения их вероятностей решить стоящую задачку.

Наиболее часто этот прием применяется во время выполнения конкурсов на решение муниципального договора на исполнение научно - исследовательских, опытно - конструкторских и тех. дел (НИОКР), также в строительстве. Операция двухэтапного тендера учитывает, собственно инициатор тендера на первом шаге разрабатывает начальный (примерный) вариант техзадания, на базе которого поставщики готовят начальные тендерные заказы (в отсутствии указания стоимости и прочих платных критерий). Затем инициатор тендера проводит переговоры, на которых согласуются разные варианты решения задачки, предложенные поставщиками, по итогам которых инициатор тендера готовит конечный вариант техзадания.

На втором шаге поставщики (исключительно те, которые приняли участие в первом шаге) подают завершающие конкурсные заказы с тех. предложением (приготовленным сообразно уточненному варианту конкурсной документации) и платным предложением (стоимости либо цены, сроки поставки и график платежей, условия поставки и тому подобное) в этом же порядке, в котором случается подготовка и подача конкурсных заказов в процессе открытого тендера.

Получив эти завершающие тендерные заказы, инициатор тендера гарантирует их сравнение и оценку, избирает победившего тендер дилера и заключает с ним договор. Двухэтапные тендеры применяются довольно не часто в следствие трудности и продолжительности операций. Они применяются в случае закупки трудной (оригинальной) дорогостоящей продукции.

3) Классификация тендеров по составу соучастников. Открытые тендеры (в тендере имеют все шансы участвовать какие угодно организации. О проведении открытых тендеров публикуются объявления в периодической печати. Существенное количество соучастников обостряет состязательность, собственно разрешает расположить заявки на наиболее симпатичных критериях).

Замкнутые тендеры (тендеры оглашаются исключительно для умышленно приглашенных соучастников, отобранных инициаторами торгов. Традиционно, в замкнутых тендерах примут участие более солидные компании или же их консорциумы).

Тендеры с урезанным участием (в случае если круг генпоставщиков наверняка не определен, хотя урезан некоторыми критериями, к примеру государством, наличием особого допуска и т.д. Операция закупки с урезанным количеством генпоставщиков используется тогда, когда закупка дел или же услуг носит трудный или же спец характер и быть может предложена урезанному числу кандидатов). В период проведения тендеров с урезанным участием тендерные предложения правомочны давать только те соучастники, которые приглашены заказчиком поучаствовать в процедуре закупки.

4) Классификация тендеров по процедуре допуска к тендеру. С подготовительным квалификационным отбором. Заказы на роль в тендере обязаны быть подготовлены соискателями и в срок ориентированы на обсуждение устроителю тендера.

Замкнутый тендер ведется аналогично, как и открытый. Присутствует только разница в выборе соучастников. В соответствии с этим и сведения о эффектах замкнутого тендера не публикуются.

Открытый тендер считается базисным приемом конкурентных закупок. В открытом тендере имеют все шансы принять участие все поставщики, действующие сообразно законодательству и откликнувшиеся на извещения о проведении тендера, которые распространил клиент.

5) Запросы котировок и закупка у единственного источника. Запросы котировок соединены с закупками серийной продукции, в следствии этого они запрашиваются, обычно, у 3-х организаций и поболее, а выбор генпоставщика случается по сравнению расценок. Прием запроса котировок довольно оперативен и экономичен. При всем при этом любой генпоставщик сможет предложить только одну ценовую котировку, используя типовую форму, в отсутствии способности ее перемены.

Под запросом котировок предполагается прием размещения заказа, при котором о нуждах в товарах, работах, предложениях для муниципальных или же городских потребностей рассказывается нелимитированному кругу лиц методом размещения на официальном веб-сайте объявления о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок соглашается соучастник размещения заказа, предложивший наиболее малую стоимость договора.

Запрос ценовых котировок делается не ниже чем у 3-х генпоставщиков. Любой соучастник аналогичных закупок сможет предложить исключительно 1 ценовую котировку. При всем при этом закупка сможет проводиться в том числе и в случае, когда в последствии запроса установлено, что только 1 генпоставщик способен сделать - в такой ситуации ведется закупка у единственного источника.

Порядок проведения тендеров:

Желающие поучаствовать в проводимых тендерах в сроки, отмеченные на веб-сайте, для получения тендерной документации обращаются в подразделения-инициаторы по контактным телефонным аппаратам, отмеченным в общественном объявлении (добавочной информации). Для участия в тендере кандидат обязан предположить следующие документы (сведения о организации):

Заявку на участие в тендере (изначально копия заявки для регистрации направляется по факсу, с указанием структурного подразделения, разместившего сообщение о проведении тендера);
- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- копия выписки из Устава: название, адрес, исполнительный орган и его права;
- копия решения о назначении исправного органа;
- копия лицензии (при надобности);
- копию сертификата стандарта свойства ISO 9001 (в случае если имется);
- конкурсное предложение (копия вместе с заявкой по факсу).

рис.3 Подписание тендера

Конкурсное Предложение состоит из двух частей:

Техническая часть:

В техническом предложении обязана находиться подробная информация о товаре (производимых работах, предложениях), о качестве продукции (соотношения ГОСТ, ТУ, СПиП и других данным); недоступность какой-нибудь инфы по перечисленным вопросам станет расцениваться как невыполнение требований технических критерий.

Коммерческая часть:
Коммерческая часть предложения обязана содержать сведения о стоимости предмета тендера с неотъемлемым указанием единой цены. Тут указываются и еще условия оплаты (расчетов) и вполне вероятные бонусы; размеры и сроки поставок (производимых работ, оказываемых услуг); условия поставки (исполнения дел, предложения услуг), отнесения затрат по доставке продукта.

Тендерные комиссии при принятии решения управляются последующими критериями:

Стоимость продукта (дел, услуг) и условия оплаты (предоплата, отсрочка);
- качество продукта (дел, услуг);
- обеспеченность фирмы техническими средствами;
- присутствие собственных разрабов и исследовательской базы у фирмы;
- экономическое состояние фирмы.

Конкурсные предложения обязаны быть действительны на протяжении 30 дней в последствии даты проведения тендера. Все выставленные конкурсные предложения и включенные в их документы в последствии их рассмотрения не возвращаются Соучастникам тендера. Соучастники тендера, возымевшие тендерную документацию обязаны обращаться с ней как с конфиденциальным документом и вовсе не имеют права разглашать информацию, затрагивающую тендера, какой-нибудь третьей стороне в отсутствии получения на это предварительного письменного согласия Инициатора тендера.

Инициатор оставляет за собой право выбрать победителем хоть какого Соучастника тендера, даже, и если же предложенная соучастником стоимость повыше, нежели у иных соучастников тендера, а аналогично отвергнуть хоть какое Конкурсное предложение, или все Конкурсные предложения в отсутствии изъяснения соучастникам тендера обстоятельств такового решения. Если же исключительно малая стоимость предмета тендера, предложенная Соучастниками тендера, превосходит расчетную стоимость Инициатора, Инициатор станет вправе отвергнуть все Конкурсные предложения и провести повторный тендер. Размещение в глобальной сети известия о проводимом тендере не считаются офертой. Все , связанные с подготовкой и представлением Конкурсного предложения, несет Соучастник тендера. Сроки представления Конкурсных услуг указываются в общественном объявлении, размещенном на вебсайте. Конкурсные предложения, приобретенные позже вышеуказанного срока, рассматриваться не станут. Само собой проведение конкурсных торгов или же тендера считаются открытым действием.

Соискатели имеют вероятность предположить, отстоять, а еще аргументировать личные тендерные предложения. Одним из критерий торгов считается срок сдачи услуг для роли в торгах. Не позже данного времени все участвующие в торгах компании (оференты) подают тендер, оформленный надлежащим образом, под роспись в тендерный комитет. Предложения представляются в замкнутых опечатанных конвертах (нередко двойных), дабы недопустить преждевременной утечки сведений, коими имеют все шансы пользоваться соперники. На наружном конверте указывается адресок для приема услуг, на внутреннем - номер тендера, его заглавие (цель) и дата, установленная для приема документов. Последующий шаг проведения торгов - сопоставление поданных услуг, подведение результатов и определение победителя. В оговоренный день и час тендерный комитет вскрывает конверты с поступившими услугами. Операция вскрытия пакетов с услугами быть может была совершенна в критериях гласности, в пребывании всех соучастников торгов, адептов средств глобальной инфы. Эти торги называют гласными.

Во время выполнения внегласных торгов тендерные комитеты вскрывают пакеты на замкнутом заседании. Выбор фаворита торгов имеет возможность последовать сходу за вскрытием и извещением поступивших услуг в том случае, как скоро преследуется задача подобрать предложение с наиболее невысокими тарифами при остальных одинаковых критериях. Но наиболее часто для принятия решения о выборе генпоставщика (поставщика на возведение объекта) потребуется время, дабы тщательно изучить поданные предложения и отобрать то из их, которое лучше всего подходит целям торгов. Срок, на протяжении которого тендерные комитеты исследуют и подвергают анализу предложения оферентов (оферты), находится в зависимости от размера инфы (тех., платной и др.), которую предстоит изучить, традиционно - от нескольких недель до нескольких месяцев. Решение тендерного комитета о выборе фаворита торгов быть может гласным, быть может быть и замкнутым.

Стандартизированный цикл работы над проектной формой на проведение тендера

1этап. Составление внутри фирмы перечня задач выносимых на тендер и согласование на подобии организаций принимающих в нем роль .

Принятие решения о проведении тендера. Практика показывает данный рубеж совершенно не излишний, так как от того как общим станет сознание задач, выносимых на тендер, разными работниками фирмы, находится в зависимости скорость принятия решения по всем дальнейшим шагам работ. Хорошо так же добиться взаимопонимания по вопросам, какого рода и масштаба поставщики будут приглашены к участию в тендере, открытым или закрытым он будет.

2этап. Создание «Брифа» (Приглашение к роли).

На данном шаге работник, серьезный в фирмы - заказчике за подготовку и проведение тендера, обязан рассказать в единичном документе цели плана (проведения тендера) и требования к соучастникам состязания. Таковой бриф (Приглашение к роли) потом будет ориентирован возможным соучастникам тендера для рассмотрения.

Шаблонный бриф представляет последующий состав:
-описание компании-заказчика
-постановка трудности
-описание желанного эффекта
-требования к соучастникам тендера
-описание формы подачи заказы (критерии документа)
-критерии оценки кандидатов
-сроки проведения тендера

Любая часть из данной заявки считается разумной и высокофункциональной частью документа. Само собой, собственно ваша фирма сможет оказаться от хоть какой из них, или же нескольких незамедлительно, хотя это, только затруднит ваше обращение с возможными поставщиками решений.

3этап. Выбор фирм - соучастников.

И уже, в последствии формирования брифа, вам предоставляется возможность храбро приглашать к участию в тендере заинтригованные организации. Традиционно, в случае если оглашается «тендер стоимости», то к участию приглашаются 3 -4 организации. В случае если задумано проведение двухэтапного «тендера решений», то численность соучастников на первом шаге быть может от 5 до 9, а на 2 шаг выходят 2 - 3 соучастника, подготовившие более занимательные предложения. Присутствует открытый тендер, к участию в котором вы зовете все организации, соответствующие требованиям. Открытый тендер объявляют через спец СМИ, Онлайн веб ресурсы или же проф общества. Такой вид проведения тендеров обязаны принимать на вооружение, к примеру, муниципальные организации.

Замкнутый тендер учитывает приглашение соучастников компанией-организатором. Для приглашения к роли в первом шаге, фирмы участницы, отбираются по ценным для инициатора аспектам. И уже, заявив о начале тендера, вы с нетерпением ожидаете получения начальных заказов.

4этап. Уточнение позиций.

На данном шаге дел, фирмы, подавшие начальные заказы на роль в тендере, станут обращаться к вам за добавочной информацией. Уточнять ваше видение трудности и желанные пути ее решения. Для того, что бы конечные предложения соучастников смотрелись не столько персонализированными, да и разумными, вам требуется израсходовать на рассмотрение некое количество времени. Вот тут-то вы и попробуйте вспомнить о осмысленном лимитировании количества соучастников тендера, о котором писалось повыше. В том случае, когда тендер намечен 2-ух этапный в последствии рассмотрения подготовительной заявки, фирмы вышедшие во 2-ой тур, готовят итоговые документы.

5этап. Демонстрация итоговых Услуг.

В таковой сознательный момент сухим документом не ограничиться финалистов конкурса зовут на встречу в компанию инициатор. Конкретно на данной встрече, презентуя свое решение, представители провайдера и имеют вероятность уверить вас в том что их решение единственно верное. И в случае если работы по предшествующим шагам имели возможность проводиться силами 1-го 2 служащих надлежащего подразделения, то на итоговую презентацию приглашаются главы тех подразделений, которые станут выступать у вас внутренними заказчиками по плану.

6этап. Завершающий отбор.

В последствии проведения демонстраций, и осмотрительного изучения приобретенного предложения, сознательные главы вашей фирмы коллегиально принимают решение о выборе какого-нибудь дилера. В неких фирмах данное решение воспринимается на совещании, при помощи устного обсуждения и уточнения мнения внутренних клиентов. В иных наиболее формальных вариантах, создается рейтинговая таблица, где при помощи способа средневзвешенного коэффициента ориентируется итоговый бал любого участника конкурса.

7этап. Объявление победителей.

Это, бесспорно, самый милый и тревожащий шаг для всех соучастников. Как ни прискорбно, в русской практике нередко оказывается что фирмы, не победившие тендер, узнают о его окончании, когда их соперник уже во всю трудится над планом.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Организация и проведение закупок на основании тендеров.
Проведение тендера.
Проведение как способ выбора наиболее адекватного решения стоящей перед компанией задачи, в последнее время становиться распространенной практикой.
Правила и порядок проведения тендеров становятся общепринятыми, а сами тендеры – все более прозрачными.
Причины объявления тендера.
Как правило, компании объявляют тендер по двум причинам.
Первая из них – это корпоративные требования, существующие , в области политики закупок.
Так во многих организациях всего мира принято принимать решение о выборе поставщика на основании открытого или закрытого тендера. Сегодня аналогичное требование предъявляется ко всем заказам объявляемым государственными организациями, стоимость которых превышает 100 тыс. рублей.
Вторая причина – желание компании, организатора тендера, получить лучшее за лучшую цену.
Какие тендеры бывают?
Первая разновидность тендера – это «тендер цены».
В этом случае заказчик точно знает, какие виды работ и в каком объеме потребуются ему для выполнения задачи. А исполнители (участники тендера) выдвигают свои предложения по конкретным видам работ, срокам, периоду гарантийного обслуживания, дополнительным услугам – и главное по цене. Этот вид тендеров, как правило, не приносит сюрпризов ни компании-заказчику, ни участникам тендера. Выбор между подрядчиками производиться главным образом по цене.
Второй вид тендеров – это так называемый тендер «открытых решений» (тендер «открытого брифа»). Такой тендер организовывается в том случае, когда специалисты компании только приблизительно представляют какие и услуг, потребуются им для достижения желаемого результата. Тендер «открытых решений» может объявляться так же в том случае, если желаемый результат можно достигнуть с помощью различных методов и решений.
В этом случае в описании условий тендера (брифе) указывает проблему, которую ей необходимо решить или результат который желательно достигнуть. - участники со своей стороны предлагают свое видение решения проблемы.
Такой тендер, конечно, подразумевает гораздо больший разброс по ценам и предлагаемым решениям, но взамен компания – получает уникальный шанс рассмотреть творческие разработки различных компаний.
Как показывает практика, наиболее обоснованной (по крайней мере, в случае сложных решений) становиться двухэтапная модель тендера. На первом этапе которой компания заказчик выбирает концепцию решения, а на втором – ценовое предложение.
Правила подготовки тендера.
Как и любой , тендер имеет свои правила подготовки и проведения.
Для того, что бы компании-участники тендера смогли предложить решение, наилучшим образом отвечающее пожеланиям, необходимо четко и внятно объяснить им, что вы от них хотите. Ну, а что бы сам процесс выбора и пересмотра предложенных решений в вашей компании не затянулся во времени и не превратился в дурную бесконечность переговоров и заседаний, вам необходимо четко описать критерии и сроки выбора участников, а затем и победителя тендера.
Перед вами стандартизированный цикл работы над проектом «проведение тендера».
1 этап. Формирование внутри компании списка задач выносимых на тендер и согласование типа организаций принимающих в нем участие. Принятие решения о проведении тендера.
Как показывает практика этот этап совсем не лишний, поскольку от того зависит, насколько единым будет понимание задач, выносимых на тендер, различными сотрудниками компании, зависит скорость принятия решения по всем последующим этапам работ. Не плохо так же достигнуть взаимопонимания по вопросам, какого рода и масштаба поставщики будут приглашены к участию в тендере, открытым или закрытым он будет.
2 этап. Создание «Брифа» (Приглашение к участию).
На этом этапе сотрудник, ответственный в компании – заказчике за подготовку и проведение тендера, должен изложить в едином документе цели проекта (проведения тендера) и требования к участникам соревнования.
Такой бриф (Приглашение к участию) затем будет направлен потенциальным участникам тендера для рассмотрения.
Стандартный бриф предполагает следующий состав:
1. описание компании-заказчика
2. постановка проблемы
3. описание желаемого результата
4. требования к участникам тендера
5. описание формы подачи заявки ( документа)
6. критерии оценки претендентов
7. сроки проведения тендера
Каждая часть из этой заявки является осмысленной и функциональной частью . Разумеется, что ваша компания может отказаться от любой из них, или нескольких сразу, но это, лишь затруднит общение с потенциальными поставщиками решений.
Подробнее содержание брифа.
1. Всегда есть нечто, что обязательно знать провайдеру о вашей для успешной подготовки предложения. История компании, ее численность, сектор экономики, в котором вы работаете, вид бизнеса и его специфические особенности - все это будет важным для подготовки персонифицированного предложения. Достаточно той информации, которую вы обычно публикуете о компании. Укажите адрес вашего сайта, где поставщик услуг сможет получить более полное представление о вашей компании.
2. Раздел «Постановка проблемы» должен продемонстрировать вашему адресату, что именно вас беспокоит, ответы на какие вопросы вы планируете искать, что не устраивает в сложившейся ситуации. показывает, что именно этот раздел брифа неоднократно уточняется во время последующих переговоров.
3. В этом разделе вы должны дать волю своему перу. Во-первых, опишите каких изменений (целей) желает достичь организация в результате. Во-вторых, опишите наиболее актуальные и срочные задачи, которые хотите решить. Наконец, в-третьих, опишите какие продукты (решения) должны стать результатом работ.
4. Требования к участникам тендера обычно описывают критичные для вашей компании параметры организации – участника. Среди требований может быть опыт проведения аналогичных проектов, наличие отзывов предыдущих клиентов, или срок существования самой компании – провайдера. К описанию требований стоит подходит с достаточной осторожностью: ведь излишне ужесточив их, вы можете столкнуться с недостаточным выбором, как по цене, так и по качеству предложений. В то же время отсутствие ограничений приведет к тому, что вам будет сложно сделать первоначальный выбор.
5. Четкое описание формы заявки на участие в тендере призвано облегчить вам последующую работу. Обрабатывать и сравнивать предложения, созданные по единой схеме, существенно проще, чем унифицировать собрание разномастных документов. В этом разделе компания – заказчик оговаривает те разделы, которые должны фигурировать в заявке (Предложении) от компании – участницы тендера.
6. Раздел «Критерии оценки» вызывает наибольшие разногласия при составлении документа. Действительно, важно разумное сочетание различных критериев в одном предложении. Так сказать, соотношение цена / качество. Однако если какой-то из параметров является для вас критичным (цена, время проекта, отсутствие со- исполнителей, использование специфического ПО), стоит обратить на него внимание ваших поставщиков. Хотя бы для того, что они не выполняли заведомо пустую работу.
7. Сроки проведения тендера можно не выделять в отдельный раздел, но указать в брифе обязательно. Обычно указывают срок объявления тендера, срок начала и окончания приема заявок, ориентировочный срок рассмотрения заявок.
3 этап. Выбор компаний – участников.
Теперь, после формирования брифа, вы можете смело приглашать к участию в тендере заинтересованные организации. Обычно, если объявляется «тендер цены», то к участию приглашаются 3 -4 организации. Если же запланировано проведение двухэтапного «тендера решений», то количество участников на первом этапе может быть от 5 до 9, а на второй этап выходят два – три участника, подготовившие наиболее интересные предложения.
Как же определить состав компаний – участников для тендера?
Существует открытый тендер, к участию в котором вы приглашаете все организации, отвечающие требованиям. Открытый тендер объявляют через специализированные СМИ, Интернет сайты или профессиональные сообщества. Такой вид проведения тендеров должны использовать, например, государственные организации.
Закрытый тендер предусматривает приглашение участников компанией-организатором. Для приглашения к участию в первом этапе, компании участницы, отбираются по значимым для организатора критериям. Например, это может быть опыт проведения подобных работ, отзывы партеров, материалы открытой прессы, сайты компаний в Интернете, участие их в рейтингах, профессиональных выставках, конференциях и пр. В этом случае, вы сами на основании ваших критериев отправляете персональное приглашение принять участие в тендере той или иной компании. Имена участников тендера не афишируются.
Теперь, объявив о начале тендера, вы ждете получения первоначальных заявок.
4 этап. Уточнение позиций.
На этом этапе работ, подавшие первоначальные заявки на участие в тендере, будут обращаться к вам за дополнительной информацией. Уточнять видение и желаемые пути ее решения. Для того, что бы окончательные предложения участников выглядели не только персонализированными, но и осмысленными, потребуется потратить на обсуждение некоторое количество времени. В том случае, когда тендер намечен двухэтапный после рассмотрения предварительной заявки, компании вышедшие во второй тур, готовят итоговые документы.
5 этап. Презентация итоговых Предложений.
В такой ответственный момент сухим документом не обойтись, финалистов конкурса приглашают на встречу в компанию- . Именно на этой встрече, презентуя свое решение, представители провайдера и имеют возможность убедить вас в том, что их решение единственно правильное.
И если работы по предыдущим этапам могли проводиться силами одного - двух соответствующего подразделения, то на итоговую презентацию приглашаются руководители тех подразделений, которые будут выступать внутренними заказчиками по проекту.
6 этап. Окончательный отбор.
После проведения презентаций, и внимательного изучения полученного предложения, ответственные руководители вашей компании коллегиально принимают решение о выборе того или иного . В некоторых компаниях это решение принимается на совещании, с помощью устного обсуждения и уточнения мнения внутренних заказчиков. В других более формальных случаях, создается рейтинговая таблица, где с помощью метода средневзвешенного коэффициента определяется итоговый бал каждого участника тендера.

7 этап. Объявление победителей.
Объявление победителей. Старт работы над проектом

Желающие принять участие в проводимых тендерах в сроки, указанные на сайте, для получения тендерной документации обращаются в подразделения-инициаторы по контактным телефонам, указанным в публичном объявлении (дополнительной информации). Для участия в тендере претендент должен представить следующие документы (сведения об организации):

Заявку на участие в тендере (первоначально копия заявки для регистрации направляется по факсу, с указанием структурного подразделения, разместившего сообщение о проведении тендера);

Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

Копия выписки из Устава: наименование, адрес, исполнительный орган и его права;

Копия решения о назначении исполнительного органа;

Копия лицензии (при необходимости);

Копию сертификата стандарта качества ISO 9001 (если имеется);

Конкурсное предложение (копия вместе с заявкой по факсу).

Конкурсное Предложение состоит из двух частей:

Техническая часть:

В техническом предложении должна содержаться исчерпывающая информация о товаре (выполняемых работах, услугах), о качестве продукции (соответствия ГОСТ, ТУ, СПиП и иных характеристикам); отсутствие какой-либо информации по перечисленным вопросам будет расцениваться как невыполнение требований технических условий.

Коммерческая часть:

Коммерческая часть предложения должна содержать сведения о цене предмета тендера с обязательным указанием общей стоимости. Здесь указываются также условия оплаты (расчетов) и возможные скидки; объемы и сроки поставок (выполняемых работ, оказываемых услуг); условия поставки (выполнения работ, оказания услуг), отнесения расходов по доставке товара.

Тендерные комиссии при принятии решения руководствуются следующими критериями:

Цена товара (работ, услуг) и условия оплаты (предоплата, отсрочка);

Качество товара (работ, услуг);

Обеспеченность предприятия техническими средствами;

Наличие собственных разработчиков и исследовательской базы у предприятия;

Финансовое состояние предприятия .

Конкурсные предложения должны быть действительны в течение 30 дней после даты проведения тендера.

Все представленные конкурсные предложения и включенные в них документы после их рассмотрения не возвращаются Участникам тендера. Участники тендера, получившие тендерную документацию должны обращаться с ней как с конфиденциальным документом и не имеют права разглашать информацию, касающуюся тендера, какой-либо третьей стороне без получения на это предварительного письменного согласия Организатора тендера. Организатор оставляет за собой право выбрать победителем любого Участника тендера, в том числе, и в случае если предложенная участником цена выше, чем у других участников тендера, а так же отклонить любое Конкурсное предложение, либо все Конкурсные предложения без объяснения участникам тендера причин такого решения. В случае если самая низкая цена предмета тендера, предложенная Участниками тендера, превышает расчетную стоимость Организатора, Организатор будет вправе отклонить все Конкурсные предложения и провести повторный тендер. Размещение в сети интернет сообщения о проводимом тендере не являются офертой. Все расходы, связанные с подготовкой и представлением Конкурсного предложения, несет Участник тендера.

Сроки представления Конкурсных предложений указываются в публичном объявлении, размещенном на сайте. Конкурсные предложения, полученные позднее вышеуказанного срока, рассматриваться не будут. Само по себе проведение конкурсных торгов или тендера являются открытым процессом. Претенденты имеют возможность представить, защитить, а также обосновать собственные тендерные предложения. Одним из условий торгов является срок сдачи предложений для участия в торгах. Не позднее этого времени все участвующие в торгах фирмы (оференты) подают тендер, оформленный надлежащим образом, под роспись в тендерный комитет.

Предложения представляются в закрытых опечатанных конвертах (часто двойных), чтобы избежать досрочной утечки сведений, которыми могут воспользоваться конкуренты. На внешнем конверте указывается адрес для приема предложений, на внутреннем - номер тендера, его название (цель) и дата, установленная для приема документов. Следующий этап проведения торгов - сравнение поданных предложений, подведение итогов и определение победителя. В назначенный день и час тендерный комитет вскрывает конверты с поступившими предложениями. Процедура вскрытия пакетов с предложениями может быть осуществлена в условиях гласности, в присутствии всех участников торгов, представителей средств массовой информации. Такие торги называют гласными.

При проведении негласных торгов тендерные комитеты вскрывают пакеты на закрытом заседании. Выбор победителя торгов может последовать сразу за вскрытием и оглашением поступивших предложений в том случае, когда преследуется цель выбрать предложение с самыми низкими ценами при прочих равных условиях. Однако чаще всего для принятия решения о выборе поставщика (подрядчика на строительство объекта) требуется время, чтобы внимательно проанализировать поданные предложения и отобрать то из них, которое наилучшим образом соответствует целям торгов. Срок, в течение которого тендерные комитеты изучают и анализируют предложения оферентов (оферты), зависит от объема информации (технической, коммерческой и др.), которую предстоит проанализировать, обычно - от нескольких недель до нескольких месяцев. Решение тендерного комитета о выборе победителя торгов может быть гласным, а может быть и закрытым. В первом случае это решение сообщается всем участникам торгов, а также через средства информации.

Во втором случае решение о передаче заказа сообщается победителю в конфиденциальной форме. Оферент, выигравший торги, в соответствии с их условиями, как правило, вносит второй гарантийный залог. Его величина обычно составляет от 5 до 10% стоимости заказа. После выполнения заказа гарантийный залог возвращается.

С победителями торгов подписывается контракт, в котором оговариваются все необходимые условия. Контракты вступают в силу после одобрения правительственными службами. Заключение сделки по результатам торгов может производиться путем принятия предложения (акцепта) без последующего подписания контракта обеими сторонами .

Стандартизированный цикл работы над проектом «проведение тендера».

1 этап. Формирование внутри компании списка задач выносимых на тендер и согласование типа организаций принимающих в нем участие. Принятие решения о проведении тендера.

Как показывает практика этот этап совсем не лишний, поскольку от того насколько единым будет понимание задач, выносимых на тендер, различными сотрудниками компании, зависит скорость принятия решения по всем последующим этапам работ. Не плохо так же достигнуть взаимопонимания по вопросам, какого рода и масштаба поставщики будут приглашены к участию в тендере, открытым или закрытым он будет.

2 этап. Создание «Брифа» (Приглашение к участию).

На этом этапе сотрудник, ответственный в компании - заказчике за подготовку и проведение тендера, должен изложить в едином документе цели проекта (проведения тендера) и требования к участникам соревнования.

Такой бриф (Приглашение к участию) затем будет направлен потенциальным участникам тендера для рассмотрения.

Стандартный бриф предполагает следующий состав:

Описание компании-заказчика

Постановка проблемы

Описание желаемого результата

Требования к участникам тендера

Описание формы подачи заявки (критерии документа)

Критерии оценки претендентов

Сроки проведения тендера

Каждая часть из этой заявки является осмысленной и функциональной частью документа. Разумеется, что ваша компания может оказаться от любой из них, или нескольких сразу, но это, лишь затруднит ваше общение с потенциальными поставщиками решений.

3 этап. Выбор компаний - участников.

Теперь, после формирования брифа, вы можете смело приглашать к участию в тендере заинтересованные организации. Обычно, если объявляется «тендер цены», то к участию приглашаются 3 -4 организации. Если же запланировано проведение двухэтапного «тендера решений», то количество участников на первом этапе может быть от 5 до 9, а на второй этап выходят два - три участника, подготовившие наиболее интересные предложения.

Как же определить состав компаний - участников для тендера?

Существует открытый тендер, к участию в котором вы приглашаете все организации, отвечающие требованиям. Открытый тендер объявляют через специализированные СМИ, Интернет сайты или профессиональные сообщества. Такой вид проведения тендеров должны использовать, например, государственные организации.

Закрытый тендер предусматривает приглашение участников компанией-организатором. Для приглашения к участию в первом этапе, компании участницы, отбираются по значимым для организатора критериям. Теперь, объявив о начале тендера, вы с нетерпением ждете получения первоначальных заявок.

4 этап. Уточнение позиций.

На этом этапе работ, компании, подавшие первоначальные заявки на участие в тендере, будут обращаться к вам за дополнительной информацией. Уточнять ваше видение проблемы и желаемые пути ее решения. Для того, что бы окончательные предложения участников выглядели не только персонализированными, но и осмысленными, вам потребуется потратить на обсуждение некоторое количество времени. Вот тут-то вы и вспомните о разумном ограничении числа участников тендера, о котором писалось выше.

В том случае, когда тендер намечен двух этапный после рассмотрения предварительной заявки, компании вышедшие во второй тур, готовят итоговые документы.

5 этап. Презентация итоговых Предложений.

В такой ответственный момент сухим документом не обойтись финалистов конкурса приглашают на встречу в компанию организатор. Именно на этой встрече, презентуя свое решение, представители провайдера и имеют возможность убедить вас в том что их решение единственно правильное.

И если работы по предыдущим этапам могли проводиться силами одного двух сотрудников соответствующего подразделения, то на итоговую презентацию приглашаются руководители тех подразделений, которые будут выступать у вас внутренними заказчиками по проекту.

6 этап. Окончательный отбор.

После проведения презентаций, и внимательного изучения полученного предложения, ответственные руководители вашей компании коллегиально принимают решение о выборе того или иного поставщика. В некоторых компаниях это решение принимается на совещании, с помощью устного обсуждения и уточнения мнения внутренних заказчиков. В других более формальных случаях, создается рейтинговая таблица, где с помощью метода средневзвешенного коэффициента определяется итоговый бал каждого участника тендера.

7 этап. Объявление победителей.

Это, несомненно, самый приятный и волнующий этап для всех участников. К сожалению, в российской практике часто оказывается что компании, не выигравшие тендер, узнают о его завершении, когда их конкурент уже во всю работает над проектом. Согласитесь, такое поведение не украшает Заказчика. Хорошим тоном считается на общем собрании или через СМИ (при открытом тендере) или в персональном порядке (если тендер был закрытый) оповестить всех участников о завершении работ и выборе окончательного поставщика решений .

Как видно, работа над тендером не представляет непреодолимых проблем с точки зрения организации. Главная сложность в этом процессе кроется именно в осознании заказчиком решаемой проблемы и выборе адекватного решения. И если вы хотите найти самое экономичное решение вашей задачи, то наверное стоит говорить лишь о сравнении цен на одинаковые услуги.

Тендер – это конкурс, который помогает заказчику выбрать наиболее предпочтительное для него предложение среди множества вариантов, предложенных от представителей разных компаний. Проведение тендеров осуществляется на основе конкурентного соревнования, победитель которого подписывает с заказчиком контракт.

Тендеры являются основным способом , предоставления услуг или подрядных работ. При этом заранее оговариваются сроки, сумма и другие подробности. Эти нюансы должны быть учтены участником, так как заказчики зачастую выбирают именно те предложения, которые полностью соответствуют их требованиям.

Не только государство, но и частники

Конкурсы проводятся не только по инициативе государственных представителей: они так же распространены среди частных компаний. Так, в настоящее время для участия в подобных торгах, компании (потенциальному участнику) необходимо внести определенную сумму, которая является гарантией серьезных намерений претендента. Так что возможности принимать участие в тендере у некоторых просто нет. Это фирмы, занимающиеся малым и средним бизнесом.

В чем преимущества тендеров?

Существуют определенные виды организации торгов, которые имеют свои плюсы и минусы. Но если рассматривать их с общей точки зрения, можно выделить следующие преимущества:

  1. Эффективность. Торги позволяют компании-заказчику рассмотреть множество предложений, выбрав наилучшее, наиболее эффективное из них.
  2. Для любой компании-участника – это шанс повысить не только свою финансовую успешность, но и репутацию.
  3. Тендерные торги – это очень удобно и экономично, ведь претендентов всегда много.

Классификация способов организации торгов в России

Уже более 50 лет США активно применяют разработанную в прошлом веке ими же тендерную систему. За это время успели появиться ее множественные вариации, некоторые из которых используются в России. Сам же американский термин «тендер» в РФ практически не используется – его успешно заменяют более привычным и устоявшимся словом «конкурс».

Открытые и закрытые

Классификация тендеров зачастую осуществляется по степени доступности для претендентов. Встречаются как закрытые и открытые, так и ограниченные тендеры. В России в настоящее время достаточно большую популярность получили закрытые конкурсы, которые, однако, считаются менее эффективными. Решение провести тендер закрытого типа, как считают эксперты, – это дань советским традициям. В то время как тендеры открытые в России встречаются значительно реже, несмотря на то, что они имеют больше преимуществ. Основное из них – участие большего количества потенциальных поставщиков. В этом случае торги выполняют свои главные функции – открытость и доступность.

С предварительным отбором кандидатов и без него

Классификация также может быть основана на отборе участников, проведенном перед началом мероприятия. Даже в тех случаях, когда конкурс открытый или ограниченный, заказчик может отсеять кандидатов, заявки которых, наименее соответствуют выдвинутым требованиям. Эта процедура актуальна потому, что многие компании, даже будучи наименее подходящими для участия в том или другом конкурсе, все равно подают заявку. А ведь огромное количество участников лишь притормаживает процесс выбора лучшего предложения, в то время как одной из функций конкурса является быстрота.

Два этапа или один

Проведение торгов в один этап не предусматривает изменений или переговоров по ходу конкурса, поэтому во многих случаях он неприемлем. А вот проведение двухэтапного тендера является достаточно эффективным методом, который отличается гибкостью со стороны заказчика. Двухэтапный конкурс, состоящий из нескольких ступеней, дает возможность урегулировать все вопросы, проведя на первом этапе переговоры. Но, несмотря на несомненные преимущества, двухэтапные торги не жалуют не только в РФ, но и за границей из-за слишком затяжного процесса проведения. Лишь в случае, когда заказ достаточно серьезен, проводится двухэтапный аукцион.

Что проведение тендера включает в себя?

Торги имеют определенные этапы организации:

  1. Определение предмета торгов.
  2. Разработка программы проведения, определение формы торгов (закрытые, ограниченные, открытые).
  3. Разработка критериев документации, необходимой для участия в конкурсе.
  4. Выбор участников торгов. Данный пункт изменяется в зависимости от вида конкурса: если организатор принял решение провести открытый конкурс, он рассылает приглашения (согласно постановлению об условиях и правилах тендеров при открытых торгах, сообщение обязательно появляется на сайте компании, а также может быть размещено в прессе, разослано по электронной почте). Когда же принято решение провести закрытый конкурс, потенциальным участникам рассылаются приглашения.
  5. Отбор кандидатов.
  6. Прием предложений от избранных участников торгов.
  7. Оценка предложений и выбор одного из них, наиболее выгодного, заказчиком.
  8. Подписание соглашения с победителем.

Если заказчик проводит торги самостоятельно, не обращаясь к услугам специализированных компаний, то первое, что он должен сделать, – это организовать команду, которая будет заниматься проведением мероприятия. Основная функция этой группы – составить положение о тендере и правила его проведения. Руководитель должен ознакомиться с этими документами и утвердить их. Также назначается состав тендерной комиссии.

Тендерная комиссия: функции и обязанности

Главная задача тендерной комиссии – ведение торгов. Тендерная комиссия должна подготовить сообщение о проведении мероприятия (его еще называют брифом), разослать его определенным лицам или разместить в СМИ (когда планируется проведение открытого типа конкурса). В сообщении содержится полная информация о требованиях, которые предъявляет своим исполнителям заказчик: требования к предложениям, критерии оценки этих предложений, принципы отбора победителя и т.д.

Данная комиссия также регистрирует участников, которые прошли предварительный квалификационный отбор (такой отбор осуществляется, если имеет место проведение открытых тендеров). Отбор позволяет заказчику, который знакомится с заявками потенциальных участников, выбрать наиболее подходящих под его требования претендентов. Процедура необходима в первую очередь потому, что если заявок поступило достаточно много (в среднем больше 10), то расходы времени и сил увеличиваются, что не выгодно заказчику.

К тому же, очень важен уровень квалификации претендента. Так, если квалифицированность поставщика низкая, он, даже сделав формально лучшее предложение, не в состоянии выполнить все свои обязательства по договору на должном уровне. Для потенциальных кандидатов предварительный квалификационный отбор также является плюсом – им не придется тратить финансовые средства и силы для участия в тендере. Однако, стоит учесть, что поставщики обычно крайне недовольны тем, что не прошли данный отбор, потому заказчику нужно найти весомые аргументы.

C момента регистрации участников компания-участник официально становится конкурентом других участвующих в конкурсе компаний. Порой компании-участники подают заявку, сообщая всю необходимую информацию о себе, подтверждают свое согласие с правилами тендера и дают соглашение о неразглашении полученной информации от организатора. Также компания обязуется подписать договор с заказчиком, если выиграет конкурс.

Члены тендерной комиссии регистрируют полученные от участников предложения и решают, в какой очередности будут представлены работы на презентации.

Тендерная комиссия оценивает предложения потенциальных победителей в течение нескольких рабочих дней после того, как был завершен прием предложений или после проведения всех презентаций. Зачастую, все предложения, которые поступили на конкурс, остаются известными лишь их создателям. Не разглашаются и оценки, полученные в ходе проверки предложений. Победителем становится участник, который предоставил максимально выгодное предложение, соответствующее всем требованиям брифа.

Участники, чьи предложения были рассмотрены (если хотя бы одно предложение не было рассмотрено, тендер считается несостоявшимся), но не были приняты, получают свои предложения обратно – они и дальше остаются их собственностью.

Проведение открытого тендера государственного типа

Так как чаще всего тендеры проводятся по инициативе государственных предприятий, а не частных предпринимателей, целесообразно более подробно рассмотреть проведение открытого государственного тендера.

Участники обычно находят сообщение о проведении открытого тендера в СМИ, на специальных сайтах и т.д. Организовывает конкурс или сам заказчик, или группа его сотрудников, которых он назначает ответственными за организацию и проведение.

Первое, что делает заказчик, – это составляет и распространяет тендерную документацию, в которой содержится вся информация, нужная для участия. Такая документация абсолютно бесплатна. Когда срок приема заявок от потенциальных кандидатов истекает, созывается тендерная комиссия, вскрывающая пакеты с заявками. Затем оглашается список участников тендера. Иногда для того, чтобы проверить заявки на соответствие всем требованиям, приглашаются эксперты.

Проведение закрытого государственного тендера

Закрытые тендеры проводят для того, чтобы сделать закупки специального характера или небольшого объема. В этом случае заказчик сам выбирает поставщиков, которые примут участие. Обычно эти аукционы согласовываются с органами государственной власти.

Заказчик рассылает приглашения на участие выбранным лицам. Претенденты, в свою очередь, должны запросить конкурсную документацию и подготовить ее согласно требованиям заказчика вместе с заявкой на участие. Также, он может изменить условия тендерной документации, но в этом случае он обязан уведомить об изменениях участников конкурса. Если у них возникли вопросы, заказчик обязан на них ответить.

Заказчик регистрирует заявки, присланные приглашенными, и поставщики получают подписи о регистрации заявок. Далее в присутствии подрядчиков каждую заявку проверяют на соответствие их требованиям, после чего путем оценки предложений выбирают наиболее выгодное. С этим участником и подписывается контракт.

Кто проводит тендеры?

Торги может организовывать заказчик и самостоятельно. Однако, если тендер проводит частная компания, лучше всего обратиться в специализированные фирмы, которые берут все хлопоты по проведению тендера на себя, при этом освобождая заказчика от массы забот. Такие компании обычно проводят все вышеописанные виды торгов.

Компании-организаторы должны проделать следующую работу:

  1. Организовать тендерную процедуру.
  2. Проконсультировать заказчика касательно тендерных процедур.
  3. Разработать тендерную документацию.
  4. Оценить предложения.
  5. Организовать закупки.
  6. Составить юридические заключения и провести анализ конкурсной документации.
  7. Заключить договор о закупке.
  8. Обеспечить сопровождение закупок юридически.

Таким образом, доверить организацию и проведение торгов лучше специалистам, если вы в этом деле новичок. А вот более опытным заказчикам можно обойтись и собственными силами.

Для чего проводятся коммерческие тендеры?

В последнее время участие в тендерах становиться распространенной практикой. К факторам, определяющим необходимость проведения коммерческого тендера компанией-заказчиком, относится сочетание следующих условий: четкое понимание своей потребности в определенных товарах, работах или услугах, наличие технического задания, бюджета на проект, сложность выбора между несколькими компаниями- поставщиками.

Есть и другие причины. В области корпоративной и государственной политики закупок существует требование проведения конкурсных процедур при размещении заказа. Во многих организациях принято принимать решение о выборе компании - поставщика товаров, работ или услуг на основании торгов, которые проходят через объявление открытого или закрытого конкурса. Торги в бизнес - сообществе принято называть тендером. Термин «тендер» пришел в российскую экономику из мировой экономики, где тендерная деятельность является основным механизмом реализации системы государственно- частного партнерства. Тендеры на российском рынке проводит и корпоративный, и государственный сектор. Сегодня требование о проведении торгов предъявляется в России ко всем заказам, объявляемым государственными и муниципальными организациями, стоимость которых превышает 100 тыс. рублей в квартал.

Тендеры помогают находить оптимальные решения для развития бизнеса. Контракт будет заключен с тем предприятием, которое сделало наиболее выгодное предложение для организатора тендера. Выиграть тендер поставщику нелегко: необходимо стать поставщиком востребованного на рынке товара, иметь хорошую команду специалистов, разобраться в законодательстве и тонкостях конкурсных процедур.

Компании-поставщики, благодаря проведению тендера, создают вокруг себя конкурентную среду, имеют возможность получить заказ на свою продукцию за лучшую цену.

Коммерческие тендеры регулируются нормами Гражданского кодекса РФ и регламентами, установленными самими компаниями-заказчиками.

Статья 448 ГК РФ определяет, торги проводятся через открытые и закрытые аукционы и конкурсы. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо, в закрыты - участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели. Организатор обязан известить общественность о торгах не менее чем за 30 дней до их проведения.

В четвертой главе 135–ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрены антимонопольные требования к торгам и особенности отбора финансовых организаций.

Систематизацию и унификацию процедур частных тендерных торгов осуществила РАО «ЕЭС России». Компания применила для проведения коммерческих тендеров базовые принципы и стандарты, предусмотренные для государственных торгов и прописанные в 94- ФЗ. Набор конкурсных процедур был расширен: открытый конкурс, открытый конкурс с предварительным отбором, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс, многоэтапный конкурс, конкурсы (открытые, закрытые) с переторжкой, ценовой конкурс, запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры, закупку у единственного источника.

Большинство коммерческих торгов проводятся по тем же принципам, что и государственные торги. Разница состоит в том, что деятельность государственных организаций при проведении торгов жестко регламентирована законодательством, а коммерческие организации проводят тендеры по более свободной форме. Они ориентируются на внутренние документы, принятые в самих компаниях.

Коммерческие организации не имеют такого единого и универсального закона для проведения тендеров, как 94- ФЗ для государственных закупок. Причина в том, что каждая сфера бизнеса имеет много отличий и свою специфику.

Для коммерческих предприятий важны эффективность закупки и оптимальная процедура проведения тендера.

Многие компании-заказчики имеют электронные площадки для проведения торгов, на них ведется основная закупочная деятельность. Так, РАО ЕЭС создал единый интернет-ресурс для компаний электроэнергетики (www.b2benergo.ru). Коммерческие тендеры проводятся на таких площадках, как B2B-NPK, B2B-Avia, B2B-SNG, B2B-Холод, B2B-Спорт, B2B-Металлург, B2B-Агро, B2B-ЖКХ, B2B-Авто, B2B-Телеком, B2B-Страхование и другие. Все эти порталы имеют единые базы данных (то есть зарегистрированные на одной площадке компании могут принимать участие в торгах и на других), схожие регламенты, единообразный интерфейс. В каждой отрасли есть порталы, консолидирующие информацию о торгах, также работают межотраслевые порталы типа «Трейд.Су» (alltenders.ru; i-tenders.ru). Основное отличие b2b от консолидирующих информацию площадок в том, что на последних не проходят сами торги, на них не предусмотрены процедуры. Там размещается информация, в частности, извещения и ссылки на сайт заказчика, где, как правило, размещается конкурсная документация.

Выбор места для участия в торгах зависит от финансовых и организационных условий, которые предлагают разные площадки. Одни площадки берут абонентскую плату, другие - процент от сделки, третьи - единовременную плату, четвертые предоставляют бесплатное участие либо для поставщиков, либо для заказчиков.

Какие тендеры бывают?

Первая разновидность тендера – это «тендер цены». Заказчик точно знает, какие товары, работы или услуги и в каком объеме потребуются ему для выполнения задачи. А поставщики товаров или исполнители работ или услуг выдвигают свои предложения по поставкам товаров, по конкретным видам работ, срокам, периоду гарантийного обслуживания, дополнительным услугам – и главное по цене.

Второй вид тендеров – это тендер «открытых решений». Такой тендер организовывается в том случае, когда специалисты компании не имеют четкого представления о том, какие товары, виды работ и услуг, потребуются им для достижения желаемого результата. Тендер «открытых решений» может объявляться и в том случае, если желаемый результат можно достичь различными способами. Компания в описании условий тендера (брифе) указывает проблему, которую ей необходимо решить или результат, который желательно достигнуть. Компании- участники предлагают свое видение решения проблемы.

Такой тендер, конечно, подразумевает гораздо больший разброс по ценам и предлагаемым решениям, но взамен компания – заказчик получает уникальный шанс рассмотреть творческие разработки различных компаний.

В том случае, когда приходится принимать сложные решения, применяют двухэтапную модель тендера. На первом этапе компания- заказчик выбирает концепцию решения, а на втором – ценовое предложение.

Открытый или закрытый тендер?

Преимущества открытого конкурса – в его публичности, что важно при проведении крупных и сложных закупок, выборе подрядчиков для реализации масштабных проектов. У поставщиков в этом случае больше ответственности, они более тщательно относятся к подготовке и подаче предложений. Для поставщиков сложности связаны с тем, что конкурсная процедура четко регламентирована и по срокам, и по последствиям. Для заказчика сложности в трате временных ресурсов, в наличии элемента непредсказуемости, связанного с риском прихода непроверенных компаний.

Закрытый конкурс - лучшая процедура для закупок небольшими партиями. Несмотря на сужение конкуренции, проще становится процесс обработки и оценки заявок, специально приглашаются проверенные компании.

Правила подготовки к участию в тендере.

Как и любой бизнес-процесс, тендер имеет свои правила подготовки и проведения. Компания- заказчик описывает в конкурсной документации критерии и сроки выбора участников и победителя тендера.

Рассмотрим план работ по подготовке к участию в тендере.

1 этап. Изучение тендерной документации и принятие решения об участии в тендере.

Для подготовки предложения по участию в коммерческом тендере, необходимо познакомиться с конкурсной документацией компании, которая проводит тендер.

Заказчик направляет бриф (приглашение к участию) потенциальным участникам тендера для рассмотрения.

Стандартный бриф предполагает следующий состав:

1.описание компании-заказчика

2.постановка проблемы и описание желаемого результата

3.требования к участникам тендера

4.описание формы подачи заявки

5.критерии оценки претендентов

6.сроки проведения тендера.

Разберемся с содержанием брифа.

Описание компании-заказчика.

Для подготовки предложения по участию в коммерческом тендере, необходимо познакомиться с историей компании, которая проводит тендер. Необходимо обратить внимание на численность компании, сектор экономики, в которой она работает, вид бизнеса и его специфические особенности. Буклеты и брошюры, интернет-ресурсы о компании, содержание сайта компании позволят получить представление о заказчике. Информация о компании даст возможность правильно подготовить тендерную документацию.

Постановка проблемы и описание желаемого результата.

Этот раздел брифа показывает, какую проблему необходимо решить заказчику. Тендерная документация содержит техническую и коммерческую часть. В технической части дается описание и общая информация об объекте торгов, инструкция для поставщиков, информационные карты с указанием порядка подготовки и подачи конкурсных заявок и другая требуемая информация. В коммерческой части указаны цена, условия, графики платежей, источники финансирования контракта.

Требования к участникам тендера.

Среди требований может быть определено требование о наличии опыта проведения аналогичных проектов, отзывов предыдущих клиентов, наличие информации о сроке работы на рынке компании - поставщика.

Описание формы подачи заявки

В этом разделе компания - заказчик оговаривает те разделы, которые должны фигурировать в заявке (предложении) от компании - участницы тендера.

Критерии оценки

Критерии оценки включают такие параметры, как цена, время проекта, отсутствие соисполнителей.

Сроки проведения тендера

Обычно указывают срок объявления тендера, срок начала и окончания приема заявок, ориентировочный срок рассмотрения заявок.

Как правило, если объявляется «тендер цены», то к участию приглашаются 3 -4 организации. Если же запланировано проведение двухэтапного «тендера решений», то количество участников на первом этапе может быть от 5 до 9, а на второй этап выходят два – три участника, подготовившие наиболее интересные предложения.

2 этап. Уточнение позиций.

На этом этапе компании, подавшие первоначальные заявки на участие в тендере, могут обращаться к заказчику за дополнительной информацией, чтобы уточнить видение проблемы заказчиком и пути ее решения.

3 этап. Подготовка заявки.

Довольно часто бывает так, что предприятие не допускают к участию в тендере еще на этапе проверки тендерных предложений, если поданная им заявка была некорректно составлена. Тендерные документы должны быть оформлены профессионально.

4 этап. Презентация предложений.

Компания-заказчик тендера приглашает на встречу финалистов конкурса, которые имеют возможность убедить в том, что их предложение является лучшим. Для того, чтобы выиграть тендер, поставщику необходимо выгодно преподнести материал и заинтересовать заказчика. Профессионально подготовленная презентация должна быть доступной и наглядной, должна содержать графическую информацию, сопоставление с работой других компаний. Нелишним будет приложить список крупных заказчиков и клиентов компании-поставщика, их отзывы.

5 этап. Окончательный отбор.

Ответственные руководители компании - заказчика коллегиально принимают решение о выборе того или иного поставщика. В процессе обсуждения уточняются мнения внутренних заказчиков, создается рейтинговая таблица, где с помощью метода средневзвешенного коэффициента определяется итоговый бал каждого участника тендера.

6 этап. Объявление победителей.

На общем собрании или через СМИ при проведении открытого тендера или в персональном порядке, если тендер был закрытый, участники тендера оповещаются о завершении конкурсных процедур и выборе победителя.

Бытует мнение, что для победы в тендере, нужны связи. Конечно, издержки есть в любом бизнес-процессе, и все же существует три определяющих критерия победы в коммерческом тендере - это цена контракта, качество и квалификация.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Снеговик: история возникновения символа зимы и нового года Просмотр содержимого документа
 «Презентация Снеговик: история возникновения символа зимы и нового года Просмотр содержимого документа «Презентация "День рождения снеговика"» Заготовительное производство в машиностроении Заготовительное производство в машиностроении Заготовительное производство в машиностроении Заготовительное производство в машиностроении Презентация по физической культуре на тему Презентация по физической культуре на тему