Презентация на тему "болеро". Морис Равель. Жизнь в искусстве Презентация на тему танец болеро

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

1урок. 2четверть.

Целостность образа поэзии и жизни.

М. Равель. Болеро. Образ народного танца.

О, болеро,

священный танец боя!”


«Болеро – испанский народный танец , зародившийся в Испании в конце XVIII столетия.


Танцуется такое болеро под аккомпанемент гитары и барабана, а сами танцующие отбивают на кастаньетах дополнительно сложные ритмические фигуры, сплетающиеся в необычайно прихотливый узор.

Из энциклопедии Искусства


Жозеф Морис Равель (Ravel)

(1875-1937)

Удивительная динамическая сила, стреми­тельный порыв его музыки показывает, что Равель был совершенным мастером своего искусства.

Эмиль Ветермоз


Равель Морис Жозеф родился 7 марта 1875 года в небольшом французском городке Сибурне, недалеко от испанской границы. Нет ничего удивительного в испанских привязанностях французского композитора. Ведь его мать Мария Делург была испанкой.



Это, прежде всего, знаменитый русский театральный деятель Сергей Павлович Дягилев с его «Русским балетом» и «Русскими сезонами» в Париже.


«Болеро» Мориса Равеля – это симфонический шлягер ХХ века. «Болеро» появилось в 1928 году . На написание «Болеро» Равеля подвигнула Ида Рубинштейн - известная русская балерина, ученица Михаила Фокина, знаменитого русского балетмейстера-новатора.









Но жив народ, и песнь его жива,

Танцуй, Равель, свой исполинский танец.

Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!

Вращай, История, литые жернова,

Будь мельничихой в грозный час прибоя!

О, болеро, священный танец боя!

Н. Заболоцкий


  • Что главное в музыке этого произведения?
  • Какой характер? Меняется он или нет?
  • Сколько тем в произведении?
  • Какие из средств музыкальной выразительности остаются неизменными, а какие меняются? (интонация, темп, тембр, динамика, лад, регистр, ритм, построение).


Спасибо за внимание!

Французский композитор (1875-1937)

Нет, наверное, в наше время человека, которого «Болеро» Мориса Равеля не загипнотизировало бы четким, нарастающим ритмом. Гениальное танцевально-симфоническое произведение, будучи музыкальным символом творчества Равеля, своеобразно иллюстрирует весь XX век с его невиданным техническим прогрессом, взлетом научной мысли и множеством революций - социальной, научно-технической, культурной, которые, следовали одна за другой, чем-то напоминая музыку «Болеро».

Морис Равель родился 7 марта 1875 года в городке Сибур, расположенном у побережья Атлантического океана на границе Франции и Испании. Его отец Пьер Жозеф Равель, талантливый инженер и изобретатель, в свое время усовершенствовавший двигатель внутреннего сгорания, умел замечательно играть на рояле. Мать Мария Делуар происходила из старинной семьи басков и была увлекательной рассказчицей.

Вскоре после рождения Мориса семья переехала в Париж, однако образ Испании остался для Мориса неотделимым от образа матери. Морис вспоминал, что влюбленный в музыку отец «стал с ранних лет развивать… эти склонности и поощрять… усердие». Речь идет, разумеется, о музыке. С шести-семи лет Морис систематически учился играть на рояле под руководством Анри Гиса. С 1887 года первые уроки гармонии, контрапункта и композиции дал Морису Шарль Рене. Когда 12-летний Равель начал сочинять, первыми опытами композиции стали для него вариации на тему Шумана.

В 1889 году Морис Равель поступил в Парижскую консерваторию. Он учился по классу фортепиано поначалу у Ш. Антиома, затем у Ш. Берио - большого почитателя испанского искусства. Его композиторский талант все более заявлял о себе. Соученик Равеля, в будущем знаменитый пианист А. Корто рассказывал: «Мы упивались между очередными занятиями тем, что сообщали друг другу несколько особенно дерзновенных тактов, заранее зная, что эти такты заимствованы из нового сочинения Равеля». Отсюда видно, насколько Равель выделялся среди сокурсников.

Занимаясь по классу композиции, Равель позже признавался, что на него оказали влияние Э. Сати и Э. Шабрие - два малоизвестных тогда композитора, а также К.Дебюсси. Занятия по композиции продолжались до 1905 года. Морис входил в компанию сверстников, известную как «Апаши» (дословно бродяги, бандиты, или те, кто борется с косностью).

Особое внимание Равель уделял французской литературе, как классической, так и современной, а также живописи импрессионистов, проявлял большой интерес к фольклору, французскому и испанскому. Он Написал «Испанскую рапсодию», имевшую крупный успех сразу после премьеры, и остроумную юмористическую оперу «L"Heure espagnole» («Испанский час»). Да, испанская тематика занимала в творчестве Мориса Равеля существенное место, но многое воспринял он и от музыки русских композиторов - А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского. Он любил русскую музыку. Так, Равель писал критику Ж. Марнольду: «Думаю, наша встреча завтра не состоится из-за концерта русского хора в зале Гаво… Что бы они не пели (а я ручаюсь, программа будет хорошей), все равно слушать этот великолепный ансамбль всегда большое удовольствие». Совместно с И. Стравинским Равель много и увлеченно работал над партитурой «Хованщины».

Во время Первой мировой войны Равель пробовал вступить добровольцем в действующую армию. Несмотря на то, что его забраковала военная комиссия, он все же стремился попасть на фронт. Сперва он хотел стать летчиком, но врачи не допустили его по состоянию здоровья. В конце концов ему удалось устроиться водителем санитарной машины. Лишь обморозив на фронте ноги и получив тяжелое нервное истощение, композитор отправился в тыл.

Война принесла ему подъем духовных сил, чего он и жаждал. Под впечатлением увиденного на фронте он позже, в 1932 году, написал фортепианный концерт для левой руки, который сочинил по просьбе австрийского пианиста П. Виттгенштейна, потерявшего на фронте правую руку. Друзьям, погибшим на фронте, Равель посвятил фортепианную сюиту «Le tombeau de Couperin» («Гробница Куперена», 1917).

В 20-е годы у Равеля ухудшилось здоровье. Особенно впечатлила его смерть матери в 1917 году. После этого горестного события он не смог больше жить в родительской парижской квартире на улице Карно. Композитор много переезжал - жил в Швейцарии, Испании, Франции. Наконец, при помощи друзей в 1920 году он приобрел дом в 50 километрах от Парижа, в Монфор-Л"Амори. По свидетельству современников, для Равеля это событие было весьма радостным. Композитор обставил дом в стиле 30-40 годов XIX века и назвал его «Бельведер», что значит «прекрасный вид с высоты». По свидетельству одного из современников Р. Шалю, Равель перевез домой «все свои ценные безделушки, которые очень любил и берег: китайские статуэтки, гравированное стекло, музыкальные шкатулки и - сокровище из сокровищ - механическую птичку с разноцветным оперением, которая виртуозно щебетала».

В новый дом Равель переехал в 1921 году, однако по-прежнему часто бывал в Париже, оставаясь в курсе всех музыкальных и культурных событий. Для постановки в Париже в 1922 году по заказу известного русского дирижера и контрабасиста С. Кусевицкого он оркестровал «Картинки с выставки» М. Мусоргского - цикл, который первоначально был написан для фортепиано. М. Мусоргский вообще был любимым композитором Равеля, что, видимо, и сказалось на отличном качестве оркестровки.

В конце 20-х - начале 30-х годов популярность Равеля возрастает неимоверно. Причиной тому стало «Болеро», исполнения которого от композитора требовали на каждом из концертов.

На гребне успеха Равель совершил гастрольное турне по Европе. Концерты собирали большое количество зрителей, а ведущие музыканты Европы, как один, давали высочайшую оценку творчеству французского композитора и исполнителя.

Годы шли. Последним творением Равеля стали «Don Quichotte a Dulcine» («Три песни Дон Кихота Дульцинее»), которые первоначально задумывались для фильма о Дон Кихоте. Главную роль должен был исполнять Шаляпин, но фирма, которая намеревалась снимать фильм по этому сюжету, обанкротилась. Несмотря на трудности, Равель сочинил песни в атмосфере настоящего творческого подъема, вызванного наверняка тем, что он вновь обратился к испанскому сюжету и к теме, которая грела его всю жизнь.

В последние годы жизни Морис Равель из-за тяжелой прогрессирующей болезни, опухоли головного мозга, вынужден был прекратить творческую деятельность. Требовалось хирургическое вмешательство, и Равель согласился на операцию, которую он не перенес. Композитор скончался 28 декабря 1937 года.

Будучи ярчайшим представителем мировой музыкальной культуры XX века, Равель развил искания Дебюсси в области импрессионистической звукописи, распространил традицию импрессионизма на музыку, исследовал и разрабатывал экзотические ритмы. В ряде его произведений проявились неоклассические тенденции. Творческие открытия Равеля в области гармонии, ритма, лада и оркестровки привели к рождению новых течений в музыкальной стилистике XX века.

«Болеро» Морис Равель

Выполнила: учитель музыки Чернявская Г.Б.

САРАНСК


Морис Равель (1875 – 1935) французский композитор, дирижер, один из реформаторов музыки 20 века.

Отец композитора был французом, а мать – испанкой. И Равеля всегда тянулся к испанской народной музыке, оставаясь при этом типичным французом.

И сегодня мы будем знакомиться с одним из лучших произведений этого композитора - «Болеро».




Ида Рубинштейн

Ида, не получившая классического хореографического образования, тем не менее, благодаря природной пластике и артистизму, была очень популярна и считалась одной из самых оригинальных танцовщиц. Ей нужен был свой, только ее индивидуальный танец, поэтому она обратилась к Морису Равелю и заказала «Болеро» и «Вальс», с которыми планировала выступать на премьере. Идея постановки принадлежала Брониславе Нижинской, вместе с которой Ида придумала сюжет о танцующей женщине, от которой сходят с ума мужчины. Музыка оказалась настолько блистательна, так воздействовала на людей, так завораживала и вбирала слушателей в себя, что впоследствии стала существовать отдельно от хореографии и рассматриваться как самостоятельное музыкальное произведение. «Болеро» Равеля – одно из самых узнаваемых произведений и входит в репертуар многих оркестров мира.

Уникальность “Болеро” еще и в том, что это один из немногих балетов, у которого существуют и женская, и мужская версии.





Ключевой вопрос?

Какой музыкальный образ этого произведения?


ВЫВОД:

«Болеро» - единый, развивающийся образ танца. В основу положены две мелодии испанского характера. Мелодия, темп, ритм в этом произведение неизменны. Зато динамическое и оркестровое развитие грандиозно! Музыка звучит от еле слышного пианиссимо до громоподобного фортиссимо, количество инструментов усиленного состава симфонического оркестра и сила их звучания увеличиваются с каждым очередным проведением темы.


БОЛЕРО

Итак, Равель, танцуем болеро!

Для тех, кто музыку не сменит на перо,

Есть в этом мире праздник изначальный –

Напев волынки скудный и печальный.

И эта пляска медленных крестьян…

Испания! Я вновь тобою пьян!

Цветок мечты возвышенной взлелеяв,

Опять твой образ предо мной горит.

И жив народ и песнь его жива.

Танцуй, Равель, свой исполинский танец.

Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!

Вращай, История, литые жернова,

Будь мельничихой в грозный час прибоя! О, болеро, священный танец боя!

Николай Заболоцкий


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
МОРИС РАВЕЛЬ «БОЛЕРО»Презентацию подготовила учитель музыки г. Оренбурга Хрипун Анна Борисовна 1875 - 1937французский Композитор-импрессионист, дирижер, один из реформаторов музыки XX века.МОРИС РАВЕЛЬ Начало 1928 года Равель провел в гастрольной поездке по США. Еще до отъезда он получил заказ от талантливой и очень своеобразной танцовщицы, солистки русского балета Иды Рубинштейн. Не обладавшая исключительной классической техникой, подобно Анне Павловой или Наталье Трухановой, она отличалась великолепным артистизмом и изумительной внешностью, позволявшей ей блистать в таких ролях, как Шехеразада или Клеопатра. По словам художника В. Серова, написавшего ее портрет, «сам Египет и Ассирия каким-то чудом воскресли в этой необычайной женщине». Ида Рубинштейн захотела, чтобы композитор написал балет специально для нее, для ее уникальных данных. Возвратившись из Америки, Равель принялся за работу, и довольно быстро партитура балета, названного «Болеро», была закончена. Сам композитор писал: «В 1928 году, по просьбе госпожи Рубинштейн я сочинил "Болеро" для оркестра. Это - танец в очень умеренном темпе, совершенно неизменный как мелодически, так гармонически и ритмически, причем ритм непрерывно отбивается барабаном. Единственный элемент разнообразия вносится оркестровым крещендо». 22 ноября 1928 года, в один вечер с «Вальсом» в Париже состоялась премьера «Болеро», прошедшая с огромным успехом Произведение «Болеро», по мнению Александра Майкапара, обладает огромным гипнотическим воздействием; эти 15 минут звучания так эмоционально воздействуют на слушателя, что полностью вбирают его в себя, в свой музыкальный строй.Музыка оказалась столь блистательна, что существует сама по себе, отдельно от хореографии, и рассматривается как самостоятельное музыкальное произведение.В «Болеро» Равеля очень мало общего с подлинным испанским танцем, с настоящим испанским болеро- название танца которого он взял. «Болеро» Мориса Равеля - это симфонический «шлягер» ХХ века; «шлягер» - в смысле популярности, узнаваемости. Эту музыку не спутать ни с какой другой - даже теми, кто не считает себя знатоками в музыке. Леонид Гаккель, доктор искусствоведения, написал так: „Болеро“, если угодно, это флаг Равеля, подобно тому как „Весна священная“ - флаг Стравинского, а „Поэма экстаза“ - Скрябина» Премьера балета прошла 20 или 22 ноября 1928 года в парижском театре «Гранд-Опера»; дирижировал Вальтер Страрам, декорации выполнил художник Александр Бенуа.Сцена представляла собой трактир Барселоны, где на огромном столе танцевала женщина, а вокруг сгорало от страсти все мужское население Барселоны. Танцующей женщиной была, естественно, сама Ида Рубинштейн У леса на опушке жила Зима в избушке. Она снежки солила в березовой кадушке, Она сучила пряжу, она ткала холсты Ковала ледяные да над реками мосты. Припев: Потолок ледяной, дверь скрипучая, За шершавой стеной тьма колючая. Как шагнешь за порог - всюду иней, А из окон парок синий-синий. Ходила на охоту, ковала серебро, Сажала тонкий месяц в хрустальное ведро. Деревьям шубы шила, торила санный путь, А после в лес спешила, чтоб в избушке отдохнуть.

Слайд 2

«Болеро – испанский народный танец, зародившийся в Испании в конце XVIII столетия.

Слайд 3

Танцуется такое болеро под аккомпанемент гитары и барабана, а сами танцующие отбивают на кастаньетах дополнительно сложные ритмические фигуры, сплетающиеся в необычайно прихотливый узор. Из энциклопедии Искусства

Слайд 4

Удивительная динамическая сила, стреми­тельный порыв его музыки показывает, что Равель был совершенным мастером своего искусства. Эмиль Ветермоз Жозеф Морис Равель (Ravel) (1875-1937)

Слайд 5

Равель Морис Жозеф родился 7 марта 1875 года в небольшом французском городке Сибурне, недалеко от испанской границы. Нет ничего удивительного в испанских привязанностях французского композитора. Ведь его мать Мария Делург была испанкой.

Слайд 6

Русские связи Равеля дали внешний толчок к написанию «Болеро», так как долгие годы Равель был связан с деятелями русской культуры, особенно с композиторами, покорившими Париж в начале 90-х годов.

Слайд 8

«Болеро» Мориса Равеля – это симфонический шлягер ХХ века. «Болеро» появилось в 1928 году. На написание «Болеро» Равеля подвигнулаИда Рубинштейн - известная русская балерина, ученица Михаила Фокина, знаменитого русского балетмейстера-новатора.

Слайд 9

Её портрет, написанный Валентином Серовым, украшает коллекцию живописи Русского музея.

Слайд 10

По замыслу композитора действие должно было проходить на открытом воздухе: на фоне стены… заводского корпуса! (композитор всегда питал пристрастие к индустриальному пейзажу).

Слайд 11

Завод, рисовавшийся Равелю в «Болеро», существовал в действительности и находился неподалёку от того места, где композитор приобрёл небольшой дом под Парижем. Гуляя здесь с друзьями, Равель часто говорил, указывая на этот завод: «Завод из “Болеро”».

Слайд 12

«Болеро» - настоящий композиторский фокус Равеля: из обворожительной темы вырастает образ грандиозный по своим масштабам танец, в котором ощутима «высвободившаяся энергия и воля огромной массы людей».

Слайд 13

Не случайно эта музыка приобрела национально-патриотическое звучание и стала своего рода «испанской марсельезой» в период гражданской войны в Испании 1936 года.

Слайд 14

«Болеро» имело оглушительный успех в Европе. Тему «Болеро» напевали всюду – в коридорах отелей, в метро, на улице. Поистине это тема века. Её способен был напеть каждый любитель музыки.

Слайд 15

В равелевском «Болеро» есть и нечто воинственное – в звучании малых барабанов. Барабаны – глашатаи войны.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Квалификация техник какой разряд Что означает квалификация техник Квалификация техник какой разряд Что означает квалификация техник Презентация Презентация "Настольный теннис" по обществознанию – проект, доклад Каково назначение и каковы взносы в ДНП? Каково назначение и каковы взносы в ДНП?